Меню
Бесплатно
Главная  /  Женские стрижки  /  Конспект по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе. Цикл конспектов нетрадиционных занятий в подготовительной группе. Видео. Как нарисовать дерево в технике кляксография с трубочкой за минуту

Конспект по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе. Цикл конспектов нетрадиционных занятий в подготовительной группе. Видео. Как нарисовать дерево в технике кляксография с трубочкой за минуту

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Мы – бабочки».

Описание материала: особенность данного занятия состоит в том, что знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - монотипией происходит в активной форме через организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционного способа изображения бабочки; в своей структуре занятие имеет инициацию, мотивационный аспект, психокинетическую разминку, постановку проблемной ситуации, рефлексию. Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, педагогам дополнительного образования художественной направленности, учителям начальной школы.

Цель: Формирование художественно-творческих способностей у детей средствами природы.
- Создать условия для самостоятельного поиска нового способа изображения бабочки.
- Ввести понятия «монотипия», «оттиск», закрепить представление о симметрии как о средстве выразительности образа.
- Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изодеятельности.
- Формировать коммуникативные навыки, уверенность, инициативность.

Материалы и инструменты для детей:
- белая бумага размером 15смх20см;
- акварель, кисти, баночка с водой, ножницы, клей-карандаш;
- индивидуальные комплекты цветных карточек размером 5х7 из бумаги для аппликации (Часть карточек ярких, жизнерадостных тонов, другая часть глухих, напряженных, темных тонов. У каждого ребенка 10 -12 карточек)
- маленькие бумажные гусеницы красного, желтого и зеленого цвета;


- автопортрет ребенка, нарисованный фломастерами или цветными карандашами в полный рост на формате А5 и вырезанный по контуру.


Наглядность:
- нарисованное панно – трансформация «Спящие цветы» размером с ватманский лист (цветы нарисованы на бумаге, а лепестки вырезаны и приклеены к середине цветка. До определенного момента лепестки собраны в бутон;



- телеграмма в виде лепестка;
- маленькая бабочка из бумаги;
- алгоритм создания монотипии (фоторяд);
- мультимедийная презентация «Бабочки».

Оборудование: мультимедийная установка;
Музыкальный ряд: «Бабочки» Ф.Куперен

Предварительная работа:
- На предыдущем занятии или в свободной деятельности необходимо, чтобы каждый ребенок нарисовал фломастерами или цветными карандашами свой автопортрет на формате А5 и вырезал его по контуру.
- Рассматривание насекомых, в том числе и бабочек на прогулке, в книгах энциклопедического содержания.
- Рассматривание различных предметов, игрушек в окружающей действительности на предмет их симметричности. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам немного поиграть в игру «Мотыльки» (техника «разрывание бумаги», автор Кэти Дэйвис) . (Воспитатель раздает детям небольшие листки белой бумаги) Представьте, что этот листок – все ваши обиды, страхи, тревоги. Давайте избавимся от них – разорвем на маленькие кусочки и подбросим вверх! (Игра длиться несколько минут, затем все вместе убирают бумажки)
Неожиданный стук в дверь прерывает игру детей. Доставили срочную телеграмму. Воспитатель читает телеграмму.
Воспитатель: «Помогите! Спасите нас! Злая колдунья обратила нас в вечный сон! А мы так хотим радовать всех своей красотой! И подпись: «Цветы»
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы помочь цветам и расколдовать их?
Дети: Да!
Воспитатель: Но, прежде чем отправиться в трудный путь, я хочу узнать, готовы ли вы к испытаниям? Посмотрите, у меня на доске есть такие же эти заколдованные цветы (обращает внимание на панно с цветами). А у каждого из вас есть три гусеницы разного цвета. Цвет каждой гусеницы имеет свое значение: красный – я боюсь, не могу и не хочу решать проблему насекомых; желтый – я хочу помочь в решении проблемы, но не знаю как или чего-то опасаюсь; зеленый – я готов решить проблему. Красные гусеницы боятся подниматься высоко и сидят на травке, желтые - на стебельке, а зеленые – на самом верху цветка. Итак, если вы не готовы помочь насекомым, то выберите гусеницу красного цвета и поместите ее на траву около цветов. Если вы не уверены в своих силах, но помочь очень хотите - то выберите гусеницу желтого цвета и поместите ее на стебелек. А, если все в порядке – вы уверены в себе и готовы придти на помощь – то гусеница зеленого цвета, которая расположится на бутоне.

Ребята выбирают гусениц и прикрепляют их на цветы. Если все гусеницы зеленые, то педагог хвалит всех за смелость. Если есть желтые гусеницы и красные гусеницы, то в дальнейшей работе дети, выбравшие этих гусениц, должны быть обязательно в центре внимания педагога.


Воспитатель: Ребята,когда вы сами убедились, что эти цветы заколдованы, и крепко спят. А зачем нужно будить цветы, разве кроме людей они кому-нибудь нужны?
Дети: Бабочкам, пчелам собирать нектар.
Воспитатель: Вы правы, поэтому цветы нужно обязательно разбудить. А как нам это сделать? ((Дети предлагают разные варианты. Необходимо подвести детей к мысли, что можно превратиться в насекомого, а именно в бабочку)
Воспитатель: Ребята, а действительно, мы могли бы легко превратиться в бабочек. Тем более у каждого из вас есть свой автопортрет. Нам нужно только добавить себе крылышки и усики. Но прежде чем стать бабочкой, давайте вспомним, как они выглядят. Внимательно посмотрите на бабочек, на их крылья и попробуйте раскрыть их маленький секрет.

Просмотр мультимедийной презентации «Бабочки»

Воспитатель: Итак, кто заметил, какова особенность бабочек, в чем их секрет?
(Можно дополнительно рассмотреть изображение бабочки, вырезанное из бумаги. В итоге, ребята должны догадаться, что одно крыло бабочки очень похоже на другое) А как мы называем предметы, у которых половинки одинаковые? (Симметричные).
Воспитатель: Молодцы! Вы раскрыли секрет бабочек. А теперь давайте попробуем перевоплотиться в бабочек: будем делать, как они, будем думать, как они.

Воспитатель: Давайте представим, что мы очутились в волшебном саду.(Потихоньку включается музыка «Бабочки» Ф.Куперен Дети вживаются в образ и выполняют все сказанное воспитателем в этом образе).) Вокруг нас много красивых цветов, вдохните их чудесный аромат, и потихоньку выдохните. Еще раз глубоко вдохнули и выдохнули. Посмотрите, а ведь вы сидите прямо на цветке и вы маленькая гусеница, мохнатая и зеленая. Никто не хочет дружить с такой мохнашкой. Гусенице грустно, страшно и одиноко. Но она не унывает. Попросила гусеница маленького паучка сплести из серебряных нитей покрывало, чтобы она могла скрыться от посторонних глаз. Завернулась гусеница в покрывало раз, завернулась два, завернулась три и заснула. Прознала Волшебница Весна об этом, решила помочь гусенице, прикоснулась она волшебной палочкой к кокону серебристому (воспитатель старается погладить каждого ребенка в этот момент по голове) и гусеница пробудилась ото сна, стала выбираться из кокона, тяжело это, кокон узкий, но она смогла выбраться из него. А когда гусеница выбралась из кокона, то у нее за спиной что-то было. Оглянулась она и увидела крылышки, похожие на цветы. Посмотрелась гусеница в капельку воды, а оттуда на нее смотрела прекрасная бабочка. Расправила она крылья и полетела, полетела, полетела. А потом, уставшая, но довольная вернулась вновь в свой волшебный сад к своим любимым цветам.
Воспитатель: Ребята, проблемы, страхи, сомнения есть всегда. Но нужно учиться преодолевать их, не боятся трудностей и помнить, что всегда найдутся люди готовые прийти к вам на помощь.

Воспитатель: Итак, мы многое узнали о бабочках, почувствовали себя бабочками. Осталось теперь только нарисовать их. Но перед нами встала новая проблема: времени осталось немного, а посмотрите, какие сложные узоры на крыльях у бабочек. И заметьте, эти узоры никто не рисует, они появляются сами. Вот и мы должны каким-то способом создать эти узоры на крыльях, причем абсолютно одинаковыми на обоих крылышках и очень быстро. Что же нам делать? Я предлагаю вам разбиться на три группы и придумать новый способ изображения бабочки.

Дети делятся на три группы по желанию. На поиск нового способа дается 4 минуты. По истечении этого времени один представитель от группы предлагает изобретенный способ. Во время обсуждения внутри групп воспитатель может ненавязчиво принимать участие в нем, направлять поиск в нужное русло, подводя детей к «изобретению» техники монотипии.
После мозгового штурма педагог обобщает изобретенные способы, а точнее один способ – «монотипия».

Воспитатель: Ребята, действительно, одинаковые крылья бабочки можно сделать при помощи отпечатка. И ваш изобретенный способ можно назвать «монотипия»: «моно» - значит «один», «типос» - оттиск, отпечаток. То есть таким способом можно сделать только один отпечаток.

Воспитатель предлагает составить этапы работы над монотипией. Ребята проговаривают содержание каждого этапа - на экране появляется фотография, отображающая необходимое действие. Таким образом, перед детьми возникает алгоритм работы.

Воспитатель: При помощи монотипии мы сделаем крылья. А когда полученный оттиск высохнет, нужно срезать края бумаги в форме крылышек и подрисовать фломастером прожилки на крыльях. А затем приклеить свой автопортрет к крылышкам.
Свой рассказ педагог иллюстрирует фотографиями, добавляя их в ранее созданный алгоритм работы.

Воспитатель: Итак, все готовы к работе. Осталось только вспомнить, какие краски мы будем использовать в нашей работе. (Проводится «цветовая разминка: дети раскладывают перед собой цветные карточки. Воспитатель просит ребят поднять карточки тех цветов, какими они хотели бы изобразить крылья бабочек. Затем просит поднять карточки тех цветов, которых в работе следует избегать.
Воспитатель: Ребята, поднимите еще раз яркие карточки. Посмотрите, здесь уже стало красиво, а представьте, как будет здорово, когда вы станете бабочками таких цветов!

Перед самостоятельной практической работой воспитатель еще раз обращает внимание детей на алгоритм работы, напоминает о цвете, которыми следует пользоваться в работе, а также вспоминают правила безопасной работы с ножницами. Ребята делают 2-3 оттиска, чтобы потом выбрать из них лучший.
Если кто-то справился с заданием раньше других, воспитатель предлагает ему поиграть со своей бабочкой, «полетать» в другой части группы, так как все дети должны принимать участие в «расколдовывании» цветов.

Воспитатель: Итак, все бабочки готовы – пора будить цветы! (Когда все ребята соберутся у цветов, воспитатель предлагает "полетать" возле цветов", а сам незаметно убирает скотч, удерживающий бутоны в закрытом состоянии, и цветы раскрываются).
Воспитатель: Приклейте бабочку на цветок. При этом, если занятие понравилось и все удалось, то бабочку можно приклеить на бутон или над цветками. Если что-то не удалось или что-то не понравилось, то на стебель. А, если все было плохо и не интересно, то на травку. Но, вы помните, что все бабочки вначале были гусеницами. А потому, ребята, приклеив бабочку, гусеницу заберите себе.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Волшебные краски зимы» в подготовительной к школе группе.

Задачи : Закрепить умение детей задумывать сюжет рисунка, передавая свои ощущения и чувства в изображении. Закреплять умение детей ориентироваться во времени и пространстве. Развивать чувство композиции, творческое воображение, фантазию, эстетический вкус. Обогатить эмоциональный опыт детей. Активизировать речь детей, закрепляя умения связного рассказывания. Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус, чувство прекрасного, доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: безопасная свеча,"Снежинки" (бумажные кружочки диаметр 0,5см), свеча, плотная бумага, акварель, соль, кисти,влажные салфетки, бумажные салфетки, обруч, "Островки" (бумажные определители места для ребёнка, по количеству детей), репродукции картин из серии "Зимняя ночь", аудиозаписи.

Ход занятия:

Сегодня к нам пришли гости
Гости дорогие, важные такие
В зале здесь у нас сидят
Строго так на нас глядят.
Наши гости действительно строгие и серьезные?НЕТ!
А какие?Спокойные, улыбающиеся, внимательные, добрые, светлые, доброжелательные, открытые и всегда готовы нам помочь.
- Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Нам нужно «Здравствуйте» сказать! Дети здороваются.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.
Для начала мне бы очень хотелось узнать, с каким настроением вы пришли сегодня.
Встаньте, пожалуйста, на "снежинки" вокруг обруча. Дети встают, педагог зажигает свечу.
Эта свеча - не просто свеча (муз №1)
Свет и добро излучает,
Вы не задуйте её сгоряча,
Она нам во всём помогает.
Свечка поможет отправиться нам
В волшебную сказку по временам,
Она, как волшебный ковёр - самолёт,
Хоть в лето, хоть в зиму перенесёт.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасла,
Чтобы яркий свет несла
Помогала и вела.
Дети, передавая друг другу свечу, думайте о самом приятном, о самом хорошем, свои самые добрые мысли передайте свече, а затем передайте свечу своему соседу.
Когда свеча возвращается к педагогу:
Свечка волшебная ярче гори,
В зиму- волшебницу нас унеси. (взмахиваю волшебной палочкой под музыку) муз 2
На мольберте прикреплены репродукции картин из серии "Зимняя ночь".
Вот мы и оказались в зимнем лесу. Послушайте как А. С. Пушкин описывал зиму.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- В какое время суток можно увидеть такую замечательную картину? (Днём).
- Почему вы так думаете? (на солнце блестит снег, небеса голубые - это бывает только днём).
Педагог открывает репродукции.
- Как вы думаете, подходит ли это стихотворение к этим картинам? (нет)
- Почему?

Какое время суток изображено на картинах? (ночь)
- Докажите мне, что это ночь. (светит луна, темно....)
- Какого цвета снег на этих картинах? (Тёмно - синий, фиолетовый, чёрный, серый....)
- Как вы думаете в какое время суток падает снег? (предположения детей).
- Правильно, снег может идти и днём, и ночью, и утром, и вечером, и даже круглосуточно.
- А как это - круглосуточно? Что означает это слово? (Предположения детей)
- Круглосуточно - это и утром, и днём, и вечером, и ночью, не переставая. Давайте повторим вместе это слово - круглосуточно. (Дети повторяют).
Давайте мы с вами устроим снегопад, подставляйте ладошки, в них насыплю я волшебные снежинки.
По моему сигналу тихонько подуем и устроим волшебный снегопад. Но чтобы снегопад стал волшебным на снежинки нужно правильно подуть. Делаем глубокий вдох носиком и тихонько выдыхаем ртом. Но щёчки не надуваем. (Дети дуют на снежинки) Муз 3
Сейчас на полянку, друзья, приглашаю
И в белых снежинок я вас превращаю.
Снежинками детки на стулья присели.
Снежинки на ветках,
Снежинки на ели.
Расслабились,
Глазки спокойно прикрыли,
Фантазию, воображенье включили,
Внимательно, слушая,
Строчку за строчкой,
Представьте лесную и зимнюю ночку.
Дети сидят на стульях за столами, удобно, закрыв глаза. Фоном звучит спокойная музыка. Муз 4
С неба падают снежинки,
И кружатся в танце
В паре с ветром, как пушинки,
И пугают зайцев.
Всё вокруг - как серебро –
Сверкает и искрится.
Молчат леса, не вскрикнет птица.
В снегу у края борозды
Таится рыжая лисица,
Темнеют заячьи следы.
В берлоге, между трёх сосёнок,
Храпит доверчивый медведь.
И месяц так беспечно тонок,
Что даже боязно глядеть...
Спустя 10 секунд.
-1,2,3,4,5 стали детки оживать.
Глазки тихо открывать,
Дети в детский сад вернулись,
Тихо встали, подтянулись.
Вправо, влево посмотрели,
И на место снова сели.
Понравилось вам в зимнем лесу ночью?
А что вы там увидели? (ответы детей)
- Вы знаете о том, что вы увидели, может рассказать нам свечка.
- Как вы думаете, как свечка может нам рассказать? (нарисовать....)
- Свечку можно не только зажигать, но и рисовать ей. Пройдите за столы, положите перед собой маленький лист бумаги
- А теперь попробуйте нарисовать!
-Оставляет ли свеча видимые следы? Дети отвечают Нет
-А сейчас покройте сверху любой акварельной краской. Что у вас получилось? Дети отвечают: Под краской появились линии, которые мы рисовали свечой.
-Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрасились? Дети высказывают свои мнения.
-Свечка состоит воска, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный свечой, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведенной водой. Сегодня мы с вами попробуем сотворить чудо.
Возьмем лист бумаги и свечой нарисуем на нем деревья, елки, сугробы. Сейчас нам Оля покажет на мольберте, как мы будем рисовать дерево, Саша нарисует кусты, Денис нарисует сугробы, Лера-звездное небо и месяц. Ничего не видно? А вот сейчас и начинается волшебство. Я взмахну волшебной палочкой, а Алиса на мольберте будет закрашивать небо синей краской. Чудо случилось, появились звезды на небе? Здорово?
Затем возьмем голубую или фиолетовую акварельную краску,окунем кисточку в воду,затем в краску и будем закрашивать полностью лист бумаги.Деревья,елочки и сугробы проступят сквозь краску и получится красивый зимний лес. Ваша задача - подумать, какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.
-С чего мы начнем работу? На листе бумаги свечой будем рисовать лес.
-Что будем делать потом? Возьмем голубую краску и будем закрашивать лист бумаги. (этот этап работы не показывать, а только проговорить оставить на самостоятельное выполнение)
- И всё, что представили, сейчас нарисуем: Деревья, сугробы и ночку такую...
Но чтобы хорошо нарисовать, надо пальчики размять.
На двери висит замок -
Кто его открыть бы смог?(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…(Волнообразные движения.)
Постучали…(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!(Пальцы расцепились.)
- Ну, что ж принимайтесь за работу!
Самостоятельная работа детей. Педагог оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости.
По окончании работы.
-В зимнем лесу очень холодно, давайте согреемся, подходите ко мне. Встаньте так, чтобы вам было удобно.
Я мороза не боюсь, шагаем
С ним я крепко подружусь. Хлопаем в ладоши
Подойдет ко мне мороз, присели
Тронет руку, тронет нос, показали руку, нос
Значит надо не зевать, хлопаем в ладоши
Прыгать, бегать и шагать. Прыжки и шагаем.
-Вот теперь мы согрелись. Давайте полюбуемся на нашу зимнюю ночку. Несите свои рисунки, сами встаньте на «снежинки», а рисунки положите перед собой.
-Дети, кто-нибудь нарисовал то, что услышал в стихотворении. (Обсуждение).
- А кто- нибудь нарисовал медведя?!
- Вы знаете, и зимой иногда медведь не спит, бродит он по лесу очень злой, уснуть не может, такого медведя называют шатун. Как вы думаете, почему так его назвали? (Шатается по лесу).
Давайте из наших картин составим альбом на память о нашем волшебном путешествии. Собираем рисунки в альбом.
Что было для вас интересного?
О каком времени года мы сегодня говорили?
Где мы сегодня были?
Каким способом мы рисовали зимний лес?
-Передавая по кругу свечу
Думай о самом приятном,
Энергию свечки, её теплоту
Вы получите обратно. (Дети передают свечу)
С улыбкой, мечтою,
Душевно, сердечно.
Задуем мы нашу Волшебную свечку.
Дети вместе задувают свечу и уходят в группу.

Елочки. Клей ПВА и акварель. Мастер-класс для воспитателей по рисованию (рассчитан на два занятия)


Мастер-класс для воспитателей по рисованию (рассчитан на два занятия)
Применение:
Подарочная, выставочная, конкурсная работа
Цель:
Знакомство с различными способами рисования ели
Задачи:
1 - развитие композиционных навыков, фантазии и воображения
2- освоение техники работы с клеем и акварелью
3- воспитание любви к родной природе.
Материалы:
Бумага А3 или А4, Клей ПВА, круглые кисти «пони» № 3-4, соль и акварельные краски.
Предварительная работа:
1. Просмотр презентации с фотографиями заснеженных елей, рассматривание их силуэтов и цветового колорита работ.




2. Стихотворения о елочках – прослушивание, разучивание.
3. Рисование елей на песке, соли или стекле.




Вступление
Есть несколько способов так называемой «барьерной» живописи, когда бортиками, преградой для растекающейся краски становятся контуры. Чаще всего используется черный цвет. Его прекрасно видно и работа с использованием черных или коричневых контуров становится яркой, декоративной. Витражные контуры применяют не только для стекла, фарфора, но и для работы на бумаге.

Живопись в сочетании с объемом дает интересный визуальный эффект. Художники, работая масляными красками, накладывают фактурные, жирные мазки, выступающие над плоскостью холста. Кроме того, для получения большего объема, они могут пользоваться акриловой шпатлевкой, нанося ее мастихином, шприцем, или иными приспособлениями.

А мы возьмем ПВА.
ПВА – универсальный клей. Используют его разными способами (и для рисования том числе). Посыпая ПВА солью, песком, различными крупами, яичной скорлупой, крошкой от высушенных листьев, юные художники могут получить оригинальные «пушистые» линии. Наши линии останутся полупрозрачными, и от этого пейзаж приобретет легкий туманный, загадочный вид.
Инструкция
Клей ПВА бывает разной консистенции. Слишком густым, как и слишком жидким рисовать сложно. Перед применением его необходимо хорошо встряхнуть несколько раз. Держать тюбик вертикально, без наклона, слегка сжимая при этом.

Ход работы

1. Проводится линия горизонта, сугробы, тропинка.
2. Намечаются стволы елей, уточняется композиция.
3. Рисуются главные ветки слева и справа от ствола, а затем свисающие вниз веточки.
4. У каждой ветки дорисовываются хвоинки. На небе появляются снежинки (или звездочки и луна).






5. Рисунок «отдыхает» до полного высыхания клея. ПВА становится из белого – прозрачным, но объем остается. Время высыхания – ночь. На следующий день работу можно продолжить.
6
Теперь нужно разукрасить рисунок акварелью. Выбираем нужный колорит, составляем цвета на палитре и разукрашиваем. Есть несколько вариантов.
Самый простой: синее небо, зеленые ели, голубой снег
Розовое небо, синие ели, голубой снег
Светло-фиолетовое небо, темно-фиолетовые ели, бледно-фиолетовый снег,
И так далее…
Наиболее выигрышный вариант – смешивание нескольких оттенков для каждого фрагмента картины.Можно и солью небо посыпать.



Другие варианты пейзажей:




Детские работы:
(5-6 лет)






Литературное приложение:

Наталья Филимонова.
Елка.

Елка летом просто елка:
Тронешь ветку - пальцам колко,
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.
Вот когда зима придет,
Елка будто оживет:
На морозе распушится,
Под ветрами распрямится,
Вовсе не колючая,
Как цветок пахучая.
Пахнет не росой, не медом,
Елка пахнет Новым годом!

И. Токмакова.
Ели.

Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки -
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.

О. Высотская
Елочка

Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.

И. Токмакова
"Тихо ель качается..."

Тихо ель качается.
Старый год кончается.
Хорошо в лесу зимой,
Лес украшен бахромой,
Звонкий снег искрится,
Иней серебрится.
Тихо ель качается.
Старый год кончается.
Смех, веселье, игры, шутки,
Песни, радость, пляски!
Хорошо нам всем живется
В новогодней сказке!

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Отражение в воде». Нетрадиционная техника рисования

Подготовила и провела воспитатель Давыдова В.С.

Конспект занятия по рисованию

в подготовительной к школе группе.

Тема занятия: «Отражение в воде»

Цель и задачи занятия:

1. Развивающее.

Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по сырому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.

2. Обучающее.

Познакомить детей с техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии). Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передовая впечатления о осени.

3. Воспитательные.

Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин известных русских художников с изображением осенних пейзажей. Рассматривание фотографий, иллюстраций на которых изображены деревья, отражающиеся в воде. Наблюдения за деревьями на прогулке.

Оборудование:

Бумага белая, акварельные краски, 2 кисти разного размера, баночка с водой, салфетка, репродукции, иллюстрации с изображением деревьев отражающихся в воде.

Место проведения:

Художественное слово:

стихотворения

И. Бунин «За окном»

В окно я вижу груды облаков,

Холодных, белоснежных, как зимою,

И яркость неба влажно-голубого.

Осенний полдень светел, и на север

Уходят тучи. Клёны золотые

И белые берёзки у балкона

Сквозят на небе редкою листвой,

И хрусталём на низ сверкают льдинки.

Они, качаясь, тают, а за домом

Бушует ветер… Двери на балконе

Уже давно заклеены к зиме,

Двойные рамы, топленые печи –

Всё охраняет ветхий дом от стужи,

А по саду пустому кружится ветер

И, листья подметая по аллеям,

Гудит в берёзах старых… Светел день,

Но холодно, - до снега недалёко…

И. Бунин «Из окна»

Ветви кедра – вышивки зелёным

Тёмным плюшем, свежим и густым,

А за плюшем кедра, за балконом –

Сад прозрачный, лёгкий точно дым:

Яблони и сизые дорожки,

Изумрудно яркая трава,

На берёзах серые серёжки

И ветвей плакучих кружева.

А на клёнах – дымчато-сквозная

С золотыми мушками вуаль,

А за ней – долинная, лесная,

Голубая, тающая даль.

Ход занятия:

1. Вводная часть (4 мин.)

Педагог включает классическую музыку. Показывает детям изображения осенней природы.

П. : Ребята, что нарисовал художник на этой картине?

Д. : Художник нарисовал природу.

П. : Когда художник рисует природу, как называется такая картина?

Д. : Пейзаж.

Дети вспоминают, что пейзажи – это такие особые картины, на которых художник изображает природу. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг…

Педагог читает стихотворение И. Бунина «За окном».

Воспитатель предлагает детям нарисовать пейзажи, с отражением деревьев в воде.

2. Ход работы (20 мин.)

Педагог объясняет последовательность работы.

Берём лист белой бумаги, сгибаем его пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем лист, кладём его на стол так, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше небо, а ниже вода. Очень быстро и аккуратно рисуем голубое небо на верхней половине листа, до сгиба. Складываем лист по полам, чтобы получить отпечаток неба в воде. Берём тонкую кисточку и рисуем деревья, снова лист, складываем пополам. Затем берём краски жёлтого, оранжевого, красного цветов и рисуем листья на деревьях, земле. Раскрываем лист и видим, что у нас получился осенний пейзаж с отражением деревьев в воде.

После показа педагог предлагает детям преступить к работе, советуя лист бумаги расположить вертикально. Рисовать нужно быстро, а самое главное аккуратно, т. к. отражение не получится, если бумага будет сухой.

3. Заключительная часть.

В конце занятия дети рассматривают свои работы, обмениваются впечатлениями.

Педагог задаёт детям вопросы о том, что они сегодня рисовали? Как называется техника, в которой они рисовали? и т. д. Эти вопросы в конце занятия помогают детям закрепить пройденный материал.

Рисование для ребенка – радостная и увлекательная деятельность, к которой не надо принуждать, но очень важно стимулировать, открывать новые возможности изобразительного творчества.

Работая в детском саду, я убедилась, что дети любят рисовать нетрадиционными способами. Они не боятся ошибиться, т.к. легко можно все исправить, подрисовав что-то новое. Дети приобретают уверенность в себе, начинают чувствовать себя художниками, у них развивается воображение и чувство вкуса.Зная все это, я занялась с детьми подготовительной группы нетрадиционными техниками рисования.

Прежде всего, мне хотелось научить детей способам тонирования бумаги.Рисунок получается законченнее и интереснее, если он выполнен на каком-либо цветном фоне.

Прочитав пособие А.А. Фатеевой «Рисуем без кисточки», я начала работу с детьми.Для того чтобы вызвать интерес у детей к данной теме, я сделала образцы тонированной бумаги сама. Это был 1 этап моей работы.

Для этого нужно:

Намочить бумагу водой;

Провести широкой кистью мазки слева направо, отрывая кисть от бумаги после каждого мазка;

Работу выполнять сверху вниз.

2 этап – выставка работ, сделанных мною.

3 этап – творчество детей.

1 способ, который освоили дети – «отмывка» или тонирование одним цветом.

2 способ – вливание цвета в цвет или втекание краски вниз:

Намочить бумагу водой;

Нанести мазок краски любого цвета;

Вымыть кисть и нанести мазок другого цвета;

Приподнять бумагу за верхний край так, чтобы стекая вниз, краски свободно смешивались.


3 способ тонирования, который освоили дети, называется «цветные кляксы».

Для этого нужно:

Намочить бумагу;

Поставить поочередно любой краской пятна-кляксы (белую бумагу не закрашенной не оставлять).


4 способ тонирования, освоенный детьми – «фон текстурной бумаги». Предлагаю 2 варианта, которые делают дети моей группы:

1 способ – акварель по сырой бумаге + соль.

Намочить бумагу;

Нанести краску (полосами или пятнами);

На сырую краску насыпать поваренную соль;

Дать просохнуть (соль можно смахнуть или оставить).


2 способ – акварель + целлофановый пакет. Получается эффект кристаллов.

Намочить бумагу;

Нанести краску;

На сырую поверхность положить целлофан;

Дать просохнуть.

Данная техника вызвала у детей неподдельный интерес, они увлеклись процессом, и я предложила придумать, что можно изобразить или дорисовать на такой бумаге. Дети рисовали цветы, космос, деревья и многое другое.



Следующая техника, вызвавшая интерес детей – «выдувание». Изучив главу «Рисуем легкими» А.А. Фатеевой, я предложила детям пейзаж в технике выдувания.

1 этап – сделала образец и показала детям.

2 этап – творчество детей.

Ход работы:

Сделать фон на сырой бумаге;

На сухой фон внизу рисунка нанести каплю темной краски (черную, коричневую, зеленую);

Подуть из трубочки на каплю, как будто толкая ее вперед;

Чтобы получились мелкие веточки, трубочкой во время выдувания надо покачивать из стороны в сторону.


Детям понравилось осваивать новые техники.



Следующее, что освоили дети – это техника «Печатаем растения». Собрали на прогулке листья деревьев и кустарников. Высушив их, приступили к освоению этой техники:

Нанесли краску на листочек;

Уложили листочек краской вниз;

Придавили чистым листом бумаги;

Аккуратно сняли листочек.

Дети «печатали» картины, дорисовывали отдельные детали, подходящие по смыслу, одним словом фантазировали.


Следующим этапом работы по формированию творческих способностей является способ нетрадиционного рисования – «монотипия». Изучив методические рекомендации О.А. Белобрыниной, опираясь на ее опыт, приступили к освоению этой техники.

Понадобятся материалы:

Бумага, краски, кисточки

Ход работы:

Согнуть лист пополам (книжкой);

На половине листа нарисовать, например, 2 крыла бабочки или половину дерева;

Сложить лист и прогладить его ладошкой;

Развернуть.

Получается зеркальное отображение 2-х крыльев или вторая половина дерева и т.д.


Монотипия помогает выработать у детей привычку внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. Это способствует развитию памяти, глазомера, формирует мышление. При помощи монотипии я объяснила детям, что такое симметрия.

Еще один способ, который удивил, увлек и порадовал детей – это способ диатипия. Эта техника считается разновидностью монотипии. Получила свое название от греческого dia – сквозь, через.

В этой технике делают одноцветные и многоцветные работы.

Для этого понадобятся материалы: краски любые, картон, бумага, карандаш.

Ход работы:

Ватным или поролоновым тампоном нанести легкий слой краски на поверхность картона;

Сверху положить лист бумаги;

Предложить ребенку что-нибудь нарисовать на нем карандашом или просто заостренной палочкой.

На той стороне, которая была прижата к картону, получится оттиск с необычным рисунком и фоном.


Эта работа учит детей аккуратности, развивает внимание и воображение.

Следующий этап моей работы по нетрадиционной технике рисования – «Волшебные нитки». Эта техника вызывает у детей восторг. Используя ее, они становятся маленькими волшебниками!

Для этого понадобится:

Нитки № 10, нарезанные по 20-25 см;

Акварель или цветная гуашь;

2 листа бумаги (тонированной или белой).

Ход работы:

Опустить нитку в краску, держа ее за кончик, чтобы она пропиталась;

Уложить нитку на лист бумаги (кому как понравится);

Сверху придавить другим листом бумаги;

Вытянуть за кончик ниточку, убрать верхний листок;

На каждый новый цвет накладываем чистый лист сверху.

Ниже представлены работы детей с использованием этой техники.


В этой технике масса преимуществ – неограниченное пространство для фантазии. Здесь можно дорисовать фломастерами или красками и кистью тот образ, который ребенок увидел на бумаге.

Еще одна техника, заинтересовавшая детей – «Припечатка». Это рисование тампоном, сделанным из ткани, внутри которого помещена вата. Такой техникой можно как тонировать бумагу, так и выполнять рисунки. Животные, деревья, лесные зверушки получаются «лохматыми», «мягкими». Деревья – с кудрявой кроной. Остается только немного дорисовать некоторые детали.


Работа в этой технике делает каждого ребенка художником, помогает раскрепоститься, стать смелее и рискованнее, помогает самовыразиться, развивает фантазию и интерес к творчеству.

Рисунки наших детей




Особенно нравится техника детям, у которых не очень хорошо получается рисовать кистью.

Я радуюсь вместе с детьми, когда получается интересно. Придумали игру: «Кто больше увидит фантастических образов» или «Кто придумает интересную сказку в рисунках». Мы оформляем работами детей группу, приемную детского сада, делаем подарки мамам, папам, бабушкам, дедушкам. Мы и дальше будем создавать удивительные работы, которые, надеюсь, помогут детям открывать этот удивительный мир творчества.

Используемая литература

1. Белобрынина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. – Новосибирск, 1993.

2. Казанова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – Москва, 2006.

3. Фатеева А.А. Детский сад: день за днем. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.