Меню
Бесплатно
Главная  /  Свадебные прически  /  Какая пенсионная реформа нас ждет. Пенсионная реформа Гройсмана. Что изменится для пенсионеров? Повышение пенсий по старости для работающих и неработающих пенсионеров

Какая пенсионная реформа нас ждет. Пенсионная реформа Гройсмана. Что изменится для пенсионеров? Повышение пенсий по старости для работающих и неработающих пенсионеров

Россиянам предложат копить на пенсию самостоятельно, рынок обязательного пенсионного страхования будет демонтирован, а деньги молчунов трансформируют в баллы ПФР

Замглавы министерства финансов Алексей Моисеев (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Минфин и Банк России на Московском финансовом форуме в пятницу, 23 сентября, впервые представили детальную версию реформирования российского пенсионного рынка.

Минфин хочет дать россиянам возможность активного управления будущим пенсионным капиталом, заявил замглавы министерства финансов Алексей Моисеев. Власти признают, что заморозка пенсионных накоплений на протяжении трех лет подорвала доверие к пенсионной системе, сказал он. Тем не менее, он отметил, что видит готовность и желание россиян накапливать на пенсию. Поэтому Минфин хотел бы модернизировать действующую пенсионную систему, сказал чиновник.

«Граждане будут формировать свой пенсионный капитал самостоятельно», — сообщил Моисеев.

Согласно концепции, работодатели перестанут отчислять обязательные страховые взносы на накопительную часть пенсии (сейчас на это перечисляется 6% от фонда оплаты труда, остальное уходит в Пенсионный фонд России), рассказал замглавы Минфина. Вместо этого граждане смогут направить часть своего заработка в выбранный НПФ и копить себе на пенсию самостоятельно. Причем при желании откладывать на старость можно будет и значительно больше 6% от заработка. ​

Он отметил, что в течение двухлетнего переходного периода будущий пенсионер сможет подать заявление о переводе накоплений в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Если он останется ​«молчуном», то его пенсионные права автоматически перейдут в страховую часть, которую формирует Пенсионный фонд России (ПФР), сказал замминистра.

Для людей, отчисляющих пенсионные накопления, предполагается установить льготу в виде снижения налогооблагаемой базы, сказал Моисеев. По его словам, определенная налоговая мотивация будет предусмотрена и для работодателя.

В новой пенсионной системе также будет предусмотрен центральный администратор, который будет работать как спецдепозитарий и осуществлять функции по учету пенсионных прав, сообщил Моисеев. По его словам, это будет коммерческая организация. Сейчас функции по учету пенсионных прав осуществляет Пенсионный фонд, напомнил он.

Взносы будут удерживаться работодателем из зарплаты работника и направляться в НПФ напрямую или через пенсионного администратора, рассказал Моисеев. Он добавил, что работник не будет обязан возвращать изъятые деньги в НПФ.

Кроме того, согласно проекту, будущий пенсионер сможет досрочно изъять часть накопленных пенсионных денег — не более 20% от суммы счета, — потратив их по своему усмотрению. В Минфине и ЦБ также раздумывают, чтобы разрешить досрочно снимать всю сумму накопленных пенсионных денег тем, кто оказался в «сложной жизненной ситуации», например, из-за болезни или временной потери трудоспособности.

Еще один стимул накапливать на будущую пенсию для россиян — это сохранение системы гарантирования, которая сейчас действует для пенсионных накоплений, сообщил на форуме зампред Банка России Владимир Чистюхин. Согласно опросам ЦБ, более 80% респондентов сказали, что им нравятся стимулы, которые предлагает новая пенсионная система, 50% заинтересованы накапливать на пенсию в рамках предложенной системы пенсионного капитала, рассказал Чистюхин.

Новая пенсионная система имеет преимущество, особенно для граждан со средним и высоким доходом, сказал глава совета Центра стратегических разработок ​Алексей Кудрин, также выступающий на форуме. По его словам, существующая система пенсионных накоплений для таких россиян неэффективна.

Он добавил, что примерно 60% населения, кто имеет доход ниже трех прожиточных минимумов и тратит деньги на еду, выйдут из системы добровольного пенсионного страхования. «Мы существенно сократим индустрию пенсионных взносов», — заявил Кудрин.

Анонсировал разработку новой пенсионной концепции осенью прошлого года первый зампред ЦБ Сергей Швецов. В начале этого года представители Минфина неоднократно рассказывали о готовящейся реформе пенсии. В частности, в мае Алексей Моисеев , что новая пенсионная система России, концепцию которой разрабатывают Минфин и ЦБ, будет аналогична той, что существует в Австралии и Новой Зеландии: граждане с высокими зарплатами должны будут думать о пенсии сами. Тогда он прогнозировал, что с новой системой государство сможет обеспечить пенсию в 40% от прежнего дохода для граждан, получавших небольшие доходы. «Начиная с 45-50 тыс. зарплаты вы можете копить на пенсию сами», — добавил он.​

Изменения в пенсионное законодательство описаны в поданном Кабмином и уже принятом Верховной Радой законопроекте №6614 . Его должен подписать сначала спикер, потом президент, после чего закон будет опубликован. В законопроекте при этом написано, что он вступает в силу задним числом - с 1 октября 2017 года. Часть новшеств начнет действовать с 1 января 2018 года, прописаны постепенные изменения пенсионной системы в течение 10 лет. Поэтому теперь каждый год украинцы будут выходить на пенсию по новым правилам.

Пенсионный возраст

Постепенное повышение требований к стажу

Возраст выхода на пенсию новый закон не изменяет, но он вводит требования к страховому стажу, и они будут повышаться на протяжении 10 лет.

До конца 2017 года еще смогут уйти на пенсию по достижении 60 лет все, кто платил страховые взносы в Пенсионный фонд не менее 15 лет. А с 1 января 2018 года для получения пенсии в этом же возрасте нужно иметь уже от 25 лет стажа, в 2019-м - 26 лет, и так по одному году будет прибавляться до 2028-го, когда 60-летние смогут получать пенсию при стаже от 35 лет.

Для тех, кто не набрал необходимое количество лет, предусмотрен выход на пенсию в 63 года с меньшим стажем: в 2018 году - от 15 до 25 лет, с начала 2019-го - от 16 до 26 и так далее. Этот диапазон в 2028 году должен достигнуть показателей от 24 до 34 лет стажа для 63-летнего пенсионера.

С 1 января 2019 года вступит в силу еще одна норма: если человеку уже исполнилось 65 лет, он сможет уйти на пенсию при страховом стаже не меньше 15 лет.

С 2028 года уйти на пенсию можно будет в любом возрасте со стажем в 40 и больше лет.

Пенсионный возраст для женщин

Законодатели оставили в силе постепенное приведение пенсионного возраста мужчин и женщин к одному показателю для всех - 60 лет. С каждым полугодием женщины будут получать право на пенсию на полгода позже, как и было предусмотрено законом "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Но в соответствующую статью добавили условие - для ухода на пенсию нужно не только достичь пенсионного возраста, но и иметь необходимый стаж. Повышение же возраста, как и раньше, касается женщин, рожденных до 31 марта 1961 года, так как все остальные уже будут получать право на пенсию на новых основаниях, наравне с мужчинами - в 60 лет. Женщины, рожденные до 30 сентября 1956 года, имеют право на пенсию с 55 лет (всем им на сегодня уже исполнился 61 год).

Для остальных действует такой график:

  • 55,5 года - для рожденных с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957 года;
  • 56 лет - для рожденных с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957 года;
  • 56,5 года - для рожденных с 1 октября 1957 года по 31 марта 1958 года;
  • 57 лет - для рожденных с 1 апреля 1958 года по 30 сентября 1958 года;
  • 57,5 года - для рожденных с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959 года;
  • 58 лет - для рожденных с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959 года;
  • 58,5 года - для рожденных с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960 года;
  • 59 лет - для рожденных с 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960 года;
  • 59,5 года - для рожденных с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961 года.

Досрочные пенсии

Занятые на подземных, горных и особо опасных работах лица, трактористы-машинисты, доярки и свинарки, текстильщицы, сельскохозяйственные работницы с пятью и более детьми, водители пассажирского транспорта смогут уходить на пенсию в 50 или 55 лет. Сколько для этого нужно стажа, в том числе на опасных работах, в законе прописано для каждой категории отдельно. Также предусмотрено постепенное повышение возраста для тех, кто уже в ближайшее время может претендовать на досрочный выход на пенсию по этой норме.

Для всех пенсионеров, которые работали на вредных производствах, планируют создать специальные отраслевые фонды, из которых будут финансироваться их досрочные уходы на пенсию. Пока такие фонды не созданы, пенсии продолжат выплачивать из госбюджета и дополнительных отчислений, которые должны делать предприятия с вредными условиями труда.

Право на пенсию по выслуге лет имеют артисты театрально-концертных и других зрелищных заведений при стаже от 20 до 35 лет, порядок такого выхода на пенсию определяет Кабмин.

Лица с гипофизарным нанизмом (лилипуты) и карлики могут уйти в 45 лет при 20 годах стажа (мужчины) и в 40 лет с 15 годами стажа (женщины). Инвалиды первой группы по зрению и инвалиды с детства первой группы - мужчины в 50 лет с 15 годами стажа и женщины в 40 лет с 10 годами.

Матери пятерых и более детей или матери детей-инвалидов, которые воспитали их до шестилетнего возраста, могут получать пенсию после достижения 50 лет и 15 лет стажа. В последнем случае льготные условия может получить не мать, а отец, но уже в 55 лет и со стажем в 20 лет.

Выйти на пенсию в 55 лет при 25 годах стажа (мужчины) и в 50 лет при 20 годах стажа (женщины) могут военнослужащие и полицейские, которые участвовали в боевых действиях и АТО, а также получившие ранения, увечья или инвалидность в связи со службой, в том числе во время ликвидации аварии на ЧАЭС. Действие этой нормы в некоторых случаях распространяется на супругов и родителей погибших при исполнении служебных обязанностей.

Досрочная пенсия сохраняется для сотрудников СМИ, которые получили во время выполнения служебных обязанностей в местах ЧП ранение, контузию или увечье, - в 60 лет для мужчин со стажем от 25 лет и в 55 лет для женщин со стажем от 20 лет.

Те, кто на момент вступления в силу нового закона имеет право на пенсию по выслуге лет по закону "О пенсионном обеспечении" , также смогут ее получить.

Особенности вычисления страхового стажа

Если для получения пенсии не хватает стажа, его можно будет купить - за один год нужно заплатить 16 896 грн, но таким образом можно себе прибавить не более пяти лет.

В страховой стаж будут засчитываться периоды, когда претендующие на пенсию занимались предпринимательством на упрощенной системе налогообложения, проходили военную службу, были в отпуске в связи с беременностью, родами и уходом за ребенком. Учеба в вузах на дневной форме обучения на условиях госзаказа, в аспирантуре и докторантуре в страховой стаж не засчитывается.

С 1 января 2018-го по 31 декабря 2020 года государство будет платить временную социальную помощь неработающим лицам, которые достигли пенсионного возраста, но не получили права на пенсию из-за нехватки стажа. Размер помощи будет равен прожиточному минимуму для нетрудоспособных граждан на момент назначения помощи.

Размер пенсий

Пенсии будут пересчитаны задним числом - с 1 октября 2017 года. Минимальная пенсия должна соответствовать прожиточному минимуму, установленному на 1 декабря 2017 года, это 1373 грн. При назначении пенсий до конца этого года будет использоваться показатель средней зарплаты за 2014-2016 годы "с применением величины оценки одного года страхового стажа 1,35%", сказано в законопроекте, а в течение 2018 года - средний показатель за 2016-2017 годы с величиной оценки одного года страхового стажа в 1%. Как министр социальной политики Александр Рева, этот показатель в 2017 году составит 3764 грн.

Как пояснил после утверждения законопроекта Радой премьер-министр Владимир Гройсман, в итоге с 1 октября 2017 года минимальная пенсия по новым расчетам составит 1452 грн.

С 1 января 2018 года для достигших 65-летнего возраста и 30-35-летнего стажа (для женщин и мужчин соответственно) минимальный размер пенсии будет составлять 40% от минимальной зарплаты, установленной в законе о госбюджете. В проекте бюджета заложена минимальная зарплата в размере 3723 грн, значит, минимальная пенсия для категории 65+ составит в следующем году 1489,2 грн.

Как и было предусмотрено в предыдущей редакции закона о пенсионном страховании, за каждый дополнительный полный год стажа пенсии будут увеличиваться на 1%. Законодатели добавили норму о том, что максимальный стаж сверх нормы не может быть ограничен.

Принятая ранее формула для расчета размера зарплаты, исходя из которого будет насчисляться пенсия, остается в силе.

Шахтерам и занятым на подземных работах лицам (не менее 15 лет для мужчин и 7,5 года для женщин) минимальный размер пенсии установлен в размере 80%, но не от средней зарплаты шахтера, как было раньше, а от вычисленной по общей формуле зарплаты.

Для тех категорий, которые уже получают пенсии на основании различных профильных законов ("О Кабинете Министров Украины", "О госслужбе", "О судоустройстве и статусе судей" и других подобных), предусмотрены варианты: или перейти на новую систему начисления пенсии, или остаться на старой, но тогда индексация к ним применяться уже не будет до перехода на общие условия. Для части категорий переход будет автоматическим, но можно обратиться в Пенсионный фонд и вернуть свою "старую" пенсию.

В 2019-2020 годах решение о дальнейшем увеличении показателя средней зарплаты для расчета пенсий будет принимать Верховная Рада, а с 2021 года индексация должна происходить автоматически, она будет привязана к индексам роста цен и средней зарплаты.

Накопительные пенсии

С 2019 года в Украине вводятся накопительные пенсии - это второй уровень системы, который должен дополнить первый - традиционные солидарные пенсии. Норма законопроекта предусматривает, что украинцы будут отчислять на государственный счет деньги, из которых потом получат дополнение к пенсии. Отказаться от этого смогут те, кому на 1 января 2019 года до пенсии остается меньше 10 лет. Для того, чтобы накопительная система заработала, законопроект предписывает Кабмину до 1 июля 2018 года создать для этого "институционные компоненты функционирования".

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.

Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных .
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо , чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.

Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2019 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2018 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 9 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 13,8 и выше.

Последний момент поясним особо.

или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Как увеличится пенсия в 2019 году?

Проиндексированы фиксированные выплаты пенсионерам оставившим работу в сторону увеличения на 3,7%. Они стали равны:

  • 2 тыс. 491 руб. 45 коп. – тем, кто получает пенсию по инвалидности 3 группы и вследствие потери кормильца;
  • 4 тыс. 982 руб. 90 коп. – получателям пенсии по возрасту, а также инвалидам 2 группы;
  • 9 тыс. 965 руб. 80 коп. – для инвалидов 1 группы и пенсионеров достигших 80 лет.
  • 1 тыс. 660 руб. 97 коп. добавят пенсионерам, имеющим на попечении нетрудоспособных иждивенцев.

Следующая индексация страховых пенсий в размере 2,4% планируется на апрель 2018 года.

С 1 февраля социальные денежные выплаты ветеранам, инвалидам, сиротам, героям и другим лицам из Пенсионного фонда России проиндексированы на 2,5%.

Государственные пенсии для всех получателей также вырастут на 4,1% за счет индексации с 1 апреля 2018 года.

Средние размеры пенсии на 2019 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2018 года:

  • С 1 января 2018 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 81 рубля 49 копеек.
  • В 2018 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидят новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

В 2019 году начался новый этап пенсионной реформы в России, повышен пенсионный возраст (до 60 и 65 лет для женщин и мужчин), введены новые правила при расчете пенсионного обеспечения, произведена индексация размера пенсионных выплат. Любые реформы волнуют огромное число россиян часть жителей России, а вот пенсионная реформа затронет практически все население, давайте разберемся, что ожидает пенсионеров и тех, кому еще предстоит выйти на пенсию, к чему готовиться, на что обратить внимание.

Еще в 2013 году Президент подписал закон, который утвердил специальную систему гарантированных пенсионных накоплений, но данный закон является лишь малой частью из целого пакета инициатив правительства по вопросам пенсионной реформы. Углубляясь в закон, становится понятно, что в Российской Федерации формируется двухуровневая система гарантирования прав застрахованных граждан. Другими словами, система состоит из двух составляющих - это обязательное пенсионное обеспечение + добровольные пенсионные накопления. Как можно формировать эти добровольные пенсионные накопления? Планировалось, что будут задействованы следующие источники для этих целей: различные негосударственные пенсионные фонды и взносы государственного Пенсионного фонда. Однако Правительство постановило «заморозить» накопительную часть пенсии с целью ее перевода в распределительную систему до 2021 года. Практически это выглядит следующим образом: у большей части российских граждан в Пенсионном фонде «лежала» накопительная часть пенсии, на которую начислялись проценты, а с 2014 года этот механизм прекратил функционировать.

Само понятие «трудовая пенсия» постепенно «стирается» и остается в прошлом, и сегодня вместо этого термина используется «страховая пенсия», а размер страховой пенсии по старости зависит от того сколько баллов «заработал» пенсионер за время своего трудового стажа. Каждый год эти пенсионные баллы будет корректироваться с учетом инфляции.

Еще одним важным моментом пенсионной реформы можно назвать включение в страховой стаж периода ухода за ребенком только до 1,5 лет, но в сумме не больше 6 лет в общей сложности, если детей у женщины было несколько.

Как пенсионная реформа затронет работающих пенсионеров?

Начиная с 1998 года, не было никакой законодательной базы, устанавливающей ограничения в получении пенсионного обеспечения для тех пенсионеров, которые продолжают трудиться уже перешагнув отметку пенсионного возраста и выйдя на заслуженную пенсию. Но правительство посчитало, что эти «послабления» приводят к неэффективному расходованию средств Пенсионного Фонда и дополнительных расходов из федерального бюджета.

С 2015 года правительство приняло решение ввести определенные ограничения для работающих граждан, получающих страховую пенсию по старости, плюс к этому изменить алгоритм бальной системы (которая для многих и так оставалась непонятной).

  1. Когда у пенсионера, который работает, не происходит формирование накопительной части будущей пенсии, то при перерасчете он сможет получить максимальное количество балов не более 3.
  2. В случае формирования накопительной части пенсии, при перерасчете количество баллов будет составлять не более 1,875.

На пресс-конференции при Российском инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2019 года глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов заявил журналистам, что по его данным более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности, но вот молодежь (до 40 лет) показывает крайне низкое понимание принципов и механизмов начисления пенсионных баллов.

Чуть более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности. Об этом сообщил глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Поэтому глава ПФР предлагает ввести в школьный курс изучение аспектов пенсионной системы в России: «Нам бы хотелось, чтобы во всех образовательных программах элемент пенсионного страхования был введен, чтобы он более четко объяснялся, это повысит интерес к этому продукту, и молодые люди, которые выходят на работу, будут сразу задавать правильные вопросы».

Что такое «пенсионные баллы» и как это работает?

С 2015 года реформа пенсионной системы России ввела страховую пенсию по старости, которая формируется с применением баллов (индивидуальных пенсионных коэффициентов), которые начисляются будущему пенсионеру за каждый год его трудовой деятельности (официальной). В основе начисления количества пенсионных баллов за год лежат страховые взносы, которые работодатель официально платит за своего работника на обязательное пенсионное страхование.

Пенсионный балл оценивает каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по тарифу 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженному на 10.

Количество баллов за год имеет ограничение. Так например в самом начале реформы, вводившей баллы, максимальное значение баллов в 2015 году при направлении страховых взносов только на формирование страховой пенсии составляло 7,39.

В расчете и формировании будущей пенсии участвуют и нестраховые периоды, то есть время, когда человек вынужденно не работал - за каждый такое нестраховой год начисляется определенное количество пенсионных баллов:

  • период прохождения военной службы по призыву – 1,8 балла;
  • периоды ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности: за первым ребенком – 1,8 балла, за вторым – 3,6, за третьим или четвертым – 5,4;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным гражданином за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет – 1,8 балла;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности – 1,8 балла;
  • период проживания за границей супругов дипломатов, консулов, сотрудников представительств исполнительных органов РФ, работников торговых представительств и государственных учреждений РФ, находящихся за границей, и сотрудников некоторых международных организация (перечень которых утвержден правительством РФ), но не более 5 лет в общей сложности – 1,8 балла.

Если гражданин работал с отчислением страховых взносов в один из таких периодов, то при назначении ему страховой пенсии по старости у него будет право выбора, какие баллы использовать при ее расчете: за период работы, либо за нестраховой период.

Важно! Любой неработающий гражданин может добровольно уплачивать за себя страховые взносы в Пенсионный фонд, либо за него такие взносы может уплачивать любой другой человек (не обязательно родственник или супруг/супруга). Такая норма введена пенсионной реформой, чтобы граждане, не имеющие официального трудоустройства, но обладающие денежными средствами, могли обеспечить себе право на страховую пенсию по старости. Однако, можно «докупить» только половину страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Основные минусы пенсионной реформы 2019 года:

  • Повышение пенсионного возраста до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин.
  • Сложнейшая формула для расчета пенсии, практически непонятная даже на начальных этапах простому обывателю.
  • Заморозка накопительной части пенсии.

В целом пенсионная реформа в России встречается в общества с негативными оценками, люди до конца не понимают смыслов и целей реформирования пенсионной системы, недовольство вызывает и увеличение пенсионного возраста, хотя это общемировая практика. Можно отметить неудовлетворительную работу пресс-службы и руководства ПФР в плате разъяснения населению принципов и целей пенсионного реформирования.

Подводя итоги можно отметить, что пенсионная система реформирует не от хорошей жизни, а по ряду причин, это и демографический провал 90х, это и рост отношения числа работающих (и отчисляющих пенсионные взносы) к числу пенсионеров. Суть пенсионной реформы на сегодняшний день состоит в том, что для получения достойной пенсии работать придется долго и с высокими официальными пенсионными отчислениями. Если при устройстве на работу вам предлагают зарплату в конверте, или оформление на неполную ставку (чтобы уйти от налогов и пенсионных отчислений в полном объеме) - стоит найти более честного работодателя. Только белая зарплата, при чем проверять делает ли ваш работодатель отчисления в пенсионный фонд необходимо регулярно! Для этого можно воспользоваться личным кабинетом на официальном сайте ПФР, либо личного кабинета на сайте Госуслуг.