Меню
Бесплатно
Главная  /  Мужские стрижки  /  Советы психолога как общаться с подростком сыном. Принципы общения с дочерью-подростком. Правила взаимодействия от Гиппенрейтер

Советы психолога как общаться с подростком сыном. Принципы общения с дочерью-подростком. Правила взаимодействия от Гиппенрейтер

Родители подрастающего поколения задаются вопросом: как общаться с подростком.

Проблемы возникают во многих семьях, так как переходный возраст считается одним из самых сложных .

Психология

Взрослея, ребенок хочет приобрести все больше независимости.

Но родители продолжают контролировать его, стараясь обеспечить безопасность и правильное воспитание.

Проблема в том, что иногда давление бывает излишним, и ребенок начинает сопротивляться. В итоге , агрессия, уход из дома, попадание в опасные компании.

Если ребенку только запрещать, он начнет все делать тайно. Однако если оставить его без полного контроля, он не сможет сам оценить, что допустимо делать, а что категорически нельзя. Важно соблюсти золотую середину.

В общении с подростками в первую очередь необходимо добиться доверия, чтобы ребенок совершенно спокойно мог рассказать родителям о своих проблемах и переживаниях, не боясь осуждения и наказания.

Изучается отдельно, и это не случайно, он имеет свои особенности и трудности , с которыми сталкиваются родители и учителя.

Особенности общения со взрослыми и со сверстниками

Взрослые с вхождением ребенка в подростковый возраст все больше теряют свой авторитет.

Зато малые социальные группы приобретают важное значение для подростка.

Он ориентируется на субкультуру, модные тенденции , особенности общения в его круге. Родителям при этом может не нравиться, с кем их ребенок контактирует, чем интересуется.

Это становится причиной . В данном случае отсутствует взаимопонимание и уважение родителей к интересам ребенка.

Родители :

  • являются членами семьи, в которой ребенок вынужден проживать;
  • постепенно теряют авторитет, особенно если в семье нет взаимоуважения и доверия;
  • являются людьми, которых следует бояться.

    Опять же происходит по причине потери доверия и постоянных наказаний по любому поводу.

Сверстники :

  • принимают в социальную группу или отвергают;
  • имеют схожие интересы;
  • более значимы в плане общения, обмена мнениями;
  • являются интересными в плане общения с противоположным полом;
  • могут втягивать подростка в противоправные действия;
  • являются примером, на который ребенок ориентируется.

Проблемы взаимоотношений

Во многом зависит от его успеха среди сверстников.

Если его отвергают, он чувствует свое отличие, ненужность, одиночество .

У ребенка могут возникнуть следующие проблемы :

  • пониженная ;
  • излишне высокая самооценка;
  • агрессивность по отношению к отдельным сверстникам;
  • уход в себя;
  • страх общения с противоположным полом;
  • перед большой группой людей, необходимостью выступать перед классом;
  • , неумение заводить новые знакомства и поддерживать дружбу;
  • агрессивное поведение при попытках родителей вмешиваться в их жизнь, контролировать, навязывать определенное поведение, стиль одежды, необходимость учиться.

Родителям важно понимать, что происходит гормональная перестройка организма, это влияет и на психологическое состояние ребенка, его поведение, реакции на воздействие и стрессы.

Почему родители не понимают подростков?

Родители — это уже другое поколение, со своими сложившимися стереотипами поведения.

Социальная среда изменчива, и в итоге старшему поколению уже сложнее понять младшее.

Кроме того, родители забывают, как они себя чувствовали и вели в подростковом возрасте. Возможно, им кажется, что они не доставляли родителям проблем , а на самом деле вели себя так, как сейчас ведут себя их дочь или сын.

Уровень и направленность мышления взрослых и детей также отличается.

Как их воспитывать?

Начинать воспитывать ребенка надо с младенческого возраста. Но многие родители это забывают, в итоге вырастает избалованный подросток , которого сложно контролировать. Однако при определенном терпении ситуацию реально скорректировать.

Половое воспитание

Половое воспитание направлено на правильное восприятие своего и противоположного пола. Большое значение имеет профилактика раннего начала интимной жизни , заболеваний передающихся половым путем и ранней беременности.

Родителям стоит провести беседу с девочками еще до начала первой менструации, рассказать, как это происходит и почему. Лучше, если этим вопросом займется мама или бабушка. Мальчикам также важно объяснить вопросы половых отношений и профилактики.

Некоторые издательства выпускают специальную литературу для знакомства подростков с особенностями половой жизни.

Сейчас подростки достаточно активны, поэтому в некоторых случаях профилактику надо начинать уже с 12 лет, однако следует учитывать индивидуальные особенности отдельной личности.

Родителям не стоит игнорировать вопросы пола и надолго откладывать важный разговор. К сожалению, у детей, родители который вовремя не позаботились о профилактике, нередко случается нежелательная беременность и обнаруживаются опасные заболевания.

Помимо проблем общения со сверстниками, важно объяснить ребенку, как ему обезопасить себя от противоправных действий со стороны взрослых.

Как разговаривать с ребенком в 12, 13, 14 лет?

Подросток в этом возрасте еще остается ребенком, но уже хочет казаться взрослым.

Что делать :

  • уважайте его право высказывать собственное мнение, это учит самостоятельному мышлению;
  • если возникает необходимость указать на ошибку, то делайте это не в форме критики, а в виде совета, как лучше поступить;
  • установите рамки дозволенного и разрешенного;
  • позаботьтесь об организации режима дня;
  • выполняйте обещания либо не давайте их, учите тому же;
  • научитесь слушать вашего ребенка, так вы сможете вовремя увидеть, какие у него есть проблемы и своевременно помочь;
  • не заискивайте, перестаньте общаться с ним, как с маленьким ребенком;
  • цените его индивидуальность, давайте возможность развиваться;
  • не ведите допрос с осуждением, пристрастием, раздражением, так вы только пугаете подростка и отдаляете его от себя;
  • не вините за то, что он вам мешает, навязывается, совершает ошибки;
  • интересуйтесь его чувствами, состоянием здоровья, но не навязчиво;
  • хвалите за принятые решения, благородные поступки, достижения в учебе, спорте, развитии.

Как найти общий язык с дочерью или сыном?

Если родители при попытках дочери или сына спросить совет начинают критиковать, раздражаться, игнорируют проблему, то в следующий раз ребенок просто к вам не обратиться.

Типичные ошибки взрослых

От ошибок никто не застрахован, а идеальных родителей не бывает. Оценив свое поведение, можно предотвратить появление многие проблем.

Основные ошибки :


Выявить, что не так во взаимодействии с подростком, поможет доверительная беседа . Выслушайте ребенка, поймите его точку зрения.

Трудный подросток: что делать?

Нужно быть готовым к тому, что период придется перетерпеть, но не пускать при этом ситуацию на самотек, а стараться как-то повлиять на поведение ребенка. В запущенных случаях рекомендуется консультация психолога .

Вполне возможно, что вы не знаете о проблемах и внутренних переживаниях ребенка. Психолог поможет ему восстановить душевное спокойствие, а родителей научит, как правильно взаимодействовать с ним исходя из индивидуальных особенностей.

Как общаться с трудными подростками ?

Как справиться с трудным подростком? Применять наказания по любому поводу — не лучший вариант.

В этом случае ребенок отдаляется все больше, доверие потеряно, зато формируется страх родителей и желание как можно реже контактировать с ними.

Ребенку необходимо обязательно найти занятие , которое будет ему интересно. Поговорите с ним, выслушайте, что он хочет от жизни, возможно, он с удовольствием займется спортом, пойдет на курсы или в кружки.

Объясните ребенку, почему вы уделяли ему так мало времени, что вам приходилось работать для содержания семьи.

Родители должны быть примером, именно с ними подросток усваивает модель поведения и переносит во внешний мир.

Правила взаимодействия от Гиппенрейтер

Юлия Гиппенрейтер — известный психолог, выпустившая множество трудов по психологии.

Пожалуй, один из самых сложных периодов в жизни человека, это возраст от 12 до 18 лет. Большинству подростков кажется, что родители не хотят их понять. Эта проблема возникает, как результат ошибочного поведения как со стороны родителей, так и со стороны подросших детей.

Так как же общаться с дочерью-подростком?

  1. Ваша дочь становится девушкой. А соответственно, ее внешность претерпевает неизбежные изменения . И она воспринимает эти изменения, зачастую слегка панически. Помогите ей справится с этим состоянием. Хвалите ее чаще обычного. Скажите ей, что она становится ослепительной красавицей, и что такие чудесные превращения происходят абсолютно со всеми женщинами в мире. Не подшучивайте над изменениями ее организма, даже любя. Ее чувства сильно обострены, и она может воспринять это как обидное замечание. Наоборот, старайтесь подчеркнуть очевидные достоинства ее внешности. Это сильно повлияет на ее самооценку.
  2. Не считайте, что ее проблемы надуманны. Вспомните себя в этом возрасте, ведь тогда вы совсем иначе смотрели на взаимоотношения с подругами и сверстниками и еще не умели философски относиться к себе и к жизни.

  3. Сделайте над собой усилие – попробуйте посмотреть на свою дочь, как на взрослого человека, не говорите с ней, как с ребенком, менторским тоном. В этом возрасте дети не способны правильно оценивать ваши нравоучения, они воспринимают их, как еще один повод отдалиться от вас под предлогом непонимания. И действительно, нравоучения раздражают. И вашей дочери кажется, что ее просто не понимают, и не хотят понять. Ей претит морализаторство, и это является причиной охлаждения отношений с матерью и отдаления от нее.
  4. Прекратите критиковать ее поступки и действия . Дети этого возраста агрессивно воспринимают критику. Лучше задайте ей несколько вопросов, с помощью которых она сама сможет адекватно оценить сложившуюся ситуацию: «Ты, действительно так думаешь?», «А как ты считаешь, что будет если….?», «А если так не получится, а будет так….? Как ты поступишь в этом случае?» Пусть ваша дочь сама представит себе различные варианты результата своих действий. Во-первых, это научит ее обдумывать все возможные последствия своих поступков и нести за них ответственность. А, во-вторых, в ее глазах вы станете мудрым ненавязчивым помощником, что только поднимет уровень доверия вам.

  5. Если дочь не делится с вами своими переживаниями, это не значит, что она перестала вам доверять . Возможно, она старается самостоятельно решить возникшие трудности своей жизни, ей нужно время для обдумывания сложившейся ситуации и принятия решения.
  6. Если вам кажется, что она взвинчена и напряжена, возможно, девочка расстроена из-за размолвки с ровесниками.

    Расскажите ей о своем детстве и юности, о своих переживаниях, о первой любви, взаимоотношениях с подругами и т.п. Это очень важно. Ей будет легче осознать, что события ее жизни, ошибки и сложности в отношениях происходят лишь потому, что такова особенность данного периода жизни. И что подобные трудности возникали у всех, даже у ее мамы. Это снизит уровень ощущения подросткового одиночества.

  7. Не стесняйтесь рассказывать своей подросшей дочери о том, что и вы вели себя в этом возрасте отнюдь не всегда адекватно и правильно. Объясните ей, что наши ошибки – это наши жизненные уроки. Совершая их, мы должны научится делать правильные выводы. А как же иначе приобрести бесценный жизненный опыт? Покажите ей, что вы адекватно воспринимаете ее неразумные действия и всегда готовы помочь, если она этого захочет.
  8. Дождитесь момента, когда можно поговорить по душам . При этом не забывайте, что длинные родительские нотации, зачастую, только, усугубляют и без того, не простые отношения с дочерью. Подростки не любят прописных истин. Идеально, если большую часть разговора будет говорить она. Это создает ощущение, что вы хороший слушатель, и вам можно доверять.
  9. По причине повышенной эмоциональности, все дети этого возраста, не всегда могут правильно и четко формулировать свои мысли.

    Во время разговора постарайтесь тактично, и главное, ненавязчиво, задавать вопросы. Исходя из ответов, формулируйте ее же собственные высказывания, придавая им краткую форму. У девочки будет создаваться ощущение, что вы ее слушаете и правильно понимаете. Это даст ей повод рассказывать вам больше. А вы будете больше уверены в ее откровенности и спокойны за ее (и свое)) душевное состояние.

  10. Демонстрируйте свою компетентность и добивайтесь взаимовыгодного сотрудничества . Зачастую, подростки воспринимают старшее поколение, как нечто отжившее и устаревшее. А так как подростки, в основном, идеалисты, то вам придется продемонстрировать дочери все свои таланты. Например, вы прекрасно владеете иностранным языком или умеете придавать сервированному столу европейский пафос. Уверяю вас, такие способности обязательно понравятся девочке-подростку. И если, вы сможете добиться восхищения с ее стороны, то наверняка, она попросит научить ее этому. И тогда, вам обязательно стоит попросить ее об ответной услуге. Например, вы научите ее красивой сервировке, а она, взамен поможет вам освоить какую-либо компьютерную программу, которой она прекрасно владеет. Совместное достижение каких-либо целей очень сближает. Более того, в глазах девочки вы будете «супер-мамой», которая стремится к самосовершенствованию. Вы станете для нее еще большим авторитетом, ведь она сможет вами гордится. А еще, эта, сформированная вами, жизненная ситуация, станет для нее бесценным уроком. Во-первых, она научится осознавать, что в каждом человеке скрыты какие-либо полезные способности, и это даст ей повод хорошо думать об окружающих, а соответственно, и о себе. Во-вторых, правильное восприятие окружающих и себя заложит основу для формирования должного уровня ее самооценки, как основы всей ее дальнейшей жизни.
  11. Если вы все же считаете, что ваша дочь часто грубит вам , то прежде всего попытайтесь выяснить причину такого поведения . Часто бывает, что грубость и хамство по отношению к вам является защитной реакцией на поведение абсолютно других людей. Возможно, что девочка просто не знает, с чего начать рассказывать о тех, кто ее обидел или оскорбил. А вы так «не вовремя» попросили ее помочь вам с уборкой. Ей кажется, что ее проблемы достигли «вселенского масштаба», а вам, нет дела до ее сложностей. И вообще, интересует вас, оказывается, только чтобы в комнате был порядок)). Постарайтесь ее разговорить. Если это не получается, не настаивайте. Дайте ей возможность побыть в одиночестве, и спокойно все обдумать. Уверяю вас, она очень высоко оценит вашу тактичность. И когда она успокоится, то сама придет к вам с извинениями и попросит совета.

  12. Радуйтесь ее доверию . И не выдавайте ее секрет никому, если дочь об этом попросила. Ваше нарушенное обещание обязательно всплывет наружу в самый неподходящий момент. Подростки очень болезненно переживают обман, а самое главное – дочь может прийти к выводу, что вам вообще не стоит доверять. В этом случае, вам будет очень сложно снова завоевать ее доверие.
  13. Старайтесь спрашивать у дочери совета. Например, «Как ты думаешь, мне идет это платье?», «Скажи, а что сейчас актуально носить? Это… или это….?» Так, вы подчеркнете ее значимость для вас. Вы продемонстрируете, что вам важно ее мнение, и вы прислушиваетесь к нему. Ваша девочка сможет почувствовать себя более весомой в этом мире. И это также очень полезно для формирования ее уверенности в себе. Поблагодарите ее за данный вам совет. Но не стоит искусственно и слепо следовать этим советам. Это выглядит неискренне. Гораздо лучше, если она будет понимать, что совет, это лишь мнение, а не руководство к действию. Она научится осознавать, что люди имеют полное право не следовать ее рекомендациям. И, в свою очередь, поймет, что она также вправе не позволять другим принуждать ее к каким-либо действиям с помощью настойчивых советов и рекомендаций. Это поможет ей научится формировать собственное суждение, которое станет основой для ее главных жизненных принципов.
  14. И последнее. Всегда придерживайтесь золотой середины.

    Дети не любят, когда их опекают. Но они обижаются, когда родители не интересуются их делами, и никогда ни о чем их не спрашивают . Именно так они делают вывод, что родителям безразличны их проблемы. Поэтому постарайтесь тактично контролировать своих детей, но будьте в курсе их интересов. Спрашивайте о том, что произошло в школе, каково отношение ваших детей к случившемуся, как прокомментировала события классный руководитель, согласны ли ваши дети с мнением одноклассников и с мнением классного руководителя. Проявляйте интерес к их друзьям и ни в коем случае не критикуйте их. Не стесняйтесь спрашивать совета у подрастающих детей. Будьте мудрее и никогда не жалейте времени для собственного ребенка. Приложите все усилия, чтобы создать между вами дружескую атмосферу.

Возможно, вам будет также интересно.

Простое обращение к подростку с просьбой может стать основой для минного поля. Никогда не знаешь, какая реакция последует, если спросишь о делах в школе, настроении, планах. Однако, заинтересованность жизнью ребенка необходима, хотя бы потому, что наступил сложный возрастной период. Когда интеллект и эмоции, находятся под властью гормонов, практикуется множество необдуманных действий, а задача родителей – предотвратить это явление или безболезненно исправить ситуацию.

Почему общение так важно

Подросток, это почти взрослый человек. В этом возрасте появляются новые друзья, увлечения, меняется характер и поставленные цели. Если не интересоваться его жизнью, может наступить момент сожаления. Дети 12 — 16 лет не осознают ответственности за свою жизнь и здоровье, нарушение общественных правил и поведения. Конечно, все зависит и от того, как воспитывали ребенка с раннего детства и в каком обществе он растет.

Постепенное внушение «что хорошо, а что плохо», значительно увеличивает самостоятельность и контроль над поступками. Тем не менее, чрезмерная эмоциональность и уверенность, кардинально меняют мнение о мире. Ребенок может осуждать принятые нормы, принимать ошибочное мнение друзей. Вот здесь и нужны взрослые, которые поддерживают обычным общением, понимают и направляют. Как разговаривать с подростком, чтобы он услышал и понял? Ниже представлены пять основных правил.

  1. Станьте лучшим другом

Доверьтесь интуиции. Обращайте внимание на настроение, но при этом не задавайте вопросов, не нарушайте личные границы врываясь в детскую комнату, не осуждайте поведение и не ставьте в пример одноклассников — ваш ребенок, другая, индивидуальная личность. Кроме того, открывайте собственные секреты — нет ничего более поучительного, чем личный пример. Это вызовет чувство доверия и благодарности за проявленное уважение.

  1. Не начинайте со слов «нам нужно поговорить»

Или «давай поговорим». Такое начало воспринимается как очередная лекция, порождается страх, что родитель снова начнет ругать. Подросток заранее готовится к битве или настроен не обращать внимания на обращенную к нему речь. Начните с совместного дела — помощь на кухне, прогулка по магазинам или в парке, отлично настраивают на откровенность. Скорее всего, ребенок начнет рассказ о событиях и проблемах без ваших вопросов.

Желание подготовить ребенка к жизни часто сопровождается советами — как разговаривать, что делать, c кем дружить, куда ходить. Подростки не слышат нравоучений, они сопротивляются, потому что имеют собственное мнение и не хотят его менять. Замените советы, на простые вопросы — » помочь с математикой?», «учителя не слишком строгие?», «в классе есть жестокие дети?». В процессе общения должны появляться наводящие на размышления предложения — «как ты думаешь, это правильно?». Даже если ответ не удовлетворит, не стоит кидаться в спор, указывая на некомпетентность. Объясните, как бы вы поступили в данной ситуации. Этого достаточно, чтобы ребенок начал рассуждать и принял верное решение самостоятельно.

  1. Понимание

Когда молодой человек совершает ошибку, родители реагируют в стиле скандала, напоминая о том, что предупреждали об исходе или взрослых нужно всегда слушаться. Важно воздержаться от таких высказываний, поскольку ребенок и без них понимает свою ошибку. Роль родителя в этой ситуации, понять, назвать чувства подростка, показать поддержку — «тебя предал друг? Со мной тоже такое случалось, меня тогда переполняло чувство обиды и даже ненависти» вместо «я говорила, что этот мальчик избалован».

Понимание, становится хорошим началом для откровенного общения, где может выясниться, что плохие оценки за контрольные работы результат отвлекающих от учебы трудных ситуаций, взаимоотношений в школе между учителями или сверстниками, а вступление в плохую компанию, означает, что подросток чувствует себя одиноким и таким образом, борется за место в группе.

  1. Как говорить с подростком, если он не прав

Разногласия происходят в каждой семье и то, как они решаются, влияет на взаимоотношения, а ребенка учит договариваться. Все, что видит подросток в вашем отношении к нему, станет образцом для подражания. Если вы хотите, чтобы ребенок вас слушал, вы должны слушать его. Постарайтесь спокойно выслушать мнение, огласите свою точку зрения, а затем, вместе найдите правильное решение.

  1. Извиняйтесь

Усталость, апатия или раздражительность, приводят к ошибочным выводам и скандалам. Когда это происходит, не стесняйтесь извиняться. Умение признавать заблуждение исцеляет душевные раны, а также показывает детям, что люди, не идеальны.

Прежде чем осуждать во время общения, ругать подростка, вспомните эти правила. Проявляйте искренний интерес, пытайтесь понять, прощайте и принимайте таким, каким он вырос. Пройдет немного времени и вы обязательно научитесь ладить без выяснения отношений, что в будущем, обязательно окупится доверием и уважением.

С подростками родителям нелегко. Непредсказуемые действия, перепады настроения, эмоциональные вспышки без особого повода. Но почему дети этого возраста поступают именно так? Каковы мотивы, причины действий тинейджера? И главное, как от проблем переходного возраста избавиться без вреда себе, собственным детям? Как разобраться в том, что такое психология подростка?

Все начинается примерно в 12 лет. Юнец освобождается от детских иллюзий. Критическое мышление, гормоны постепенно разрушают наивное восприятие реальности. У тинейджера пропадает ощущение защищенности, вера, что «за родителями, как за каменной стеной». Стена вдруг оказывается из песка, разрушается.

И подростковая психология заставляет судорожно искать собственную идентичность. Здесь нужна помощь родных. Они должны отыскать «хорошее» я. А «угодить в плохую идентичность» подростку легко, ведь привязанности, зависимости тинейджера формируются невероятно быстро.

Психологические особенности подростков - коренные изменения во всем

В 12–17 лет человек активно развивается: растет скелет, меняются голосовые связки, начинают выделяться половые гормоны.

Главные же изменения происходят с мозгом. Именно здесь корень проблемы, причина, почему тинейджеры столь нестабильны. Эволюционно более «новая» часть коры больших полушарий, отвечающая за критическое мышление, умение планировать, действовать обдуманно, «созревает» позднее лимбической системы, регулирующей эмоциональную сферу. Этот древний отдел мозга человека формируется раньше. Вот почему в поведении тинейджера над рассудком доминируют импульсы, эмоции.

Половые гормоны - главное «оружие» лимбической системы для борьбы с рассудочной частью мозга. Тестостерон, эстроген подростков может полностью заглушить голос разума. Увы, эти гормоны не только пробуждают интерес к лицам противоположного пола, вызывают желание привлечь внимание. Тестостерон, эстроген еще виновники эмоциональных перепадов, тревожности, конфликтности. Ну а вместе с гормонами удовольствия, стресса (дофамин, адреналин) они способствуют появлению кучи . Именно избыток гормонов - главная причина, почему в подростковый период биполярное расстройство, шизофрения, прочие тяжелые психические заболевания начинаются намного чаще, чем в другие отрезки человеческой жизни.

Важно! Половое созревание - явление неизбежное. Нет смысла бороться с мастурбацией, увлечением «клубничкой». Но чтобы дети осознавали, что происходит, родители должны объяснить об особенностях человеческих репродуктивных органов, важности безопасного секса. Это оградит от нежелательной ранней беременности, опасных венерических заболеваний. Если поговорить сложно, нужно хотя бы дать ссылку на нужную информацию. Интернет ею изобилует. Психологические проблемы подросткового возраста - одна из популярных тем обсуждения.

Формирование собственного Я

Полноценное человеческое Я часто рождается в муках. Все начинается с подыскивания ролевых моделей. Подросток подобное делает постоянно, сравнивая собственное Я с родителями, сверстниками, учителями, кумирами.

Вскоре тинейджер понимает: от взрослых он отличается мало, хотя вынужден старшим почти безропотно подчиняться. Отсюда рождается конфликт, желание освободиться из-под непонятной опеки «таких же, как сам». Ребенок начинает копировать взрослых - поступает, одевается похожим образом, употребляет спиртное, пытается разговаривать на равных, спорит.

Однако еще четко не отделяет собственную личность от других, слабо понимает, где проходят границы между персоналистической идентичностью и внешним миром. Именно поэтому тинейджер поступает неуважительно по отношению к окружающим, нарушает правила мира взрослых.

Противоречивость 12–14-летнего возраста также в том, что для юнца важно мнение взрослых, против которых он бунтует. Более того, родители по-прежнему остаются для чада главными ролевыми моделями. Поэтому важно, чтобы старшие показывали хороший пример. Если родители - нетерпеливые, любят скандалить, осуждать, жаловаться, нечего удивляться, что точно так же начнет поступать ребенок-подросток.

Общение – главная ценность

В компании приятелей тинейджер впервые по-настоящему самостоятельно социализируется, занимая определенное место в молодежной группе, встречаясь со сверстниками противоположного пола. Часто мнение друзей становится очень важным. Если приятели употребляют алкоголь, подростку стыдно соблюдать трезвость. Однако тинейджер отличается сильным непостоянством, все время ищет собственную идентичность. Приятели, компании, пристрастия, кумиры могут меняться часто. И это - одна из особенностей подросткового возраста, психологии тинейджера.

Опасность изгойства

Именно переходной возраст со всей силой проявляется нетерпимостью, нежеланием помочь тому, кто сильно отличается. Если подросток имеет проблемы с внешностью, жди беды. Обязательно найдутся те, кто посмеется, другие поддержат «за компанию».

Подобные проблемы у тинейджеров нередки. Они - немаловажная психологическая характеристика подросткового возраста. Из-за быстрой гормональной перестройки организма у 12–14-летних часто появляются заболевания кожи, лишний вес. Мальчики страдают неконтролируемой эрекцией.

Стать изгоем для тинейджера очень опасно. Все может закончиться не только замкнутостью, неврозами, а даже настоящей трагедией - попыткой суицида.

Запомните! Подростковый период мальчиков протекает более бурно. Они чаще девочек «отбиваются от рук». Для мальчиков-тинейджеров типичны чрезвычайная самоуверенность, стремление противопоставлять собственные взгляды мнению окружающих. Однако сохраняются противоречия. Индивидуализм, замкнутость странным образом уживаются с конформизмом, зависимостью от мнения «своей» группы.

Мальчики-тинейджеры чаще начинают чем-то сильно увлекаться - становятся «ботаниками», спортсменами, музыкантами. При этом подросток сильно преувеличивает собственные возможности. Мальчик 12 лет наделен тончайшей психологией. Надломить ее элементарно просто.

Возрастные особенности подростков 13–14 лет

В 14 индивидуум полностью освобождается от детских одежек, становится настоящим подростком со всеми противоречиями. Тинейджер одновременно:

  • стремится к личной свободе и признанию сверстников;
  • верит, что все по плечу, постоянно ощущая собственную неполноценность;
  • поступает так самоуверенно, словно изведал все, хотя обладает небольшим опытом.

Психология подросткового возраста: внешность - главный враг

Для 13–14-летних внешность нередко становится главным мерилом всего. Полные или «дрыщи» часто становятся «аутсайдерами», объектом насмешек.

Для девочек косметика, прически, духи, одежда вообще становится настоящим фетишем. Нередко желание походить на кумиров, крайне вызывает пищевые расстройства, страх растолстеть. Поэтому важно вовремя привить чадам (пока слушаются) правильное отношение к пище. Тогда для детей еда станет источником энергии, удовольствия.

Запомните! Диета подростков должна изобиловать цинком. Иначе организм перестанет вырабатывать нужное количество серотонина. Он регулирует настроение, защищает от вспышек злобы, депрессий. Подростковый организм цинка нередко содержит мало, поскольку данное вещество активно расходуется на быстро растущую костную систему.

Кроме того, из-за его нехватки организм тинейджеров переполнен дофамином. Этот гормон заставляет искать приключений, совершать необдуманные поступки. Определить, нет ли нехватки цинка, несложно - «подскажут» белые точки на ногтях.

Роль родителей для 13–14 летнего ребенка огромна. Именно они способны сделать так, чтобы чувство ответственности у чада ясно увязывалось с наградой или наказанием. Родители могут стать тем «конструктивным началом» жизни тинейджеров, которое поможет постепенно приобрести самоуважение, избавит от желания бороться со взрослыми.

Главное, не скатиться к злобному неприятию ребенка, начать видеть его исчадием ада, которое специально только делает, что вредит. Нужно научиться слышать подростка, идти на разумные компромиссы. Тогда постепенно удастся вновь вернуть утраченный авторитет.

Запомните! Многим 13–14-летним из-за активной перестройки организма (а не только привычки бодрствовать по ночам, гуляя с друзьями, зависая в соцсетях) трудно вставать по утрам, рано засыпать. Поэтому неправильно корить тинейджера за сон до обеда выходным днем. Никакой лени здесь нет - подросток просто-напросто хочет отоспаться за всю прошедшую неделю.

Новые психологические явления в 14–16 лет

У тинейджера, конечно, нет опыта родителей. Однако в 14–15 лет логические, аналитические способности ребенка уже практически такие же. Поэтому тинейджер слабо воспринимает приказы родных, когда не видит в командах никакой логики.

Подростки этого возраста хорошо ощущают неискренность. Если родители испытывают злость из-за поведения своего чада, а говорят, что обижены, то тинейджер сразу почувствует: с ним нечестны. Психология - для подростков скучное понятие. Но именно она развивает их интуицию, чувственность.

Первая настоящая влюбленность, поиск призвания

14–17-летние подростки обычно уже не только встречаются со сверстниками противоположного пола, но по-настоящему влюбляются. В этом возрасте чаще всего стартует (больше, чем «обнимашки-целовашки»). Тогда же подросток начинает понемногу «предавать» свою группу, более критично смотреть на приятелей, искать настоящую дружбу, где важно доверие, общие интересы, а не иерархия, статус.

Впрочем, любовью, дружбой все не ограничивается. Многих 15-летних уже не удовлетворяют быстро надоедающие увлечения. Им хочется найти призвание. При этом будущее еще кажется безоблачным.

Когда тинейджер находит свое призвание (или так думает), то преисполняется амбиций, желания «перевернуть мир». Психология подростка 16–17 лет устроена так, что он уверен: без проблем добьется выдающихся высот в любимом деле. Постепенно, приобретая опыт, превращаясь во взрослого, личность начинает более реалистично смотреть на собственные перспективы, возможности.

Более критичное восприятие собственных действий, интерес к «глобальным» проблемам

14–15-летние подростки начинают выходить из небольшого мирка субъективного восприятия реальности, более критично оценивать собственные поступки. Тинейджеры уже умеют откладывать удовольствие «на потом», понимают: блага нужно заслужить. В поступках становится меньше эгоцентризма.

Многие «почти взрослые» начинают интересоваться глобальными вопросами, пытаться понять, почему одни страны успешнее других, как работает экономика. Это помогает «примириться» с родителями, которые могут вновь обрести авторитет, если неплохо разбираются в таких вопросах. Тем более, что 15–16-летний тинейджер уже мыслит менее категорично, готов более спокойно относиться к противоположному мнению.

Проблемы современного подростка и беседа с психологом

Специалист поможет подростку «помириться» с родными, понять, что по-настоящему интересует в жизни. При помощи когнитивно-бихевиоральной коррекции, гипнотерапии психолог уберет внутренние конфликты тинейджера с окружающим миром, внушит веру в собственные силы, привьет ощущение самоуважения.

Немало полезного можно почерпнуть на страничке

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления


В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка — юноши или девушки — является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того — это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.

Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация — основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.