Меню
Бесплатно
Главная  /  Мужские стрижки  /  Как развивать ребенка от рождения до года. Календарь развития ребенка по месяцам

Как развивать ребенка от рождения до года. Календарь развития ребенка по месяцам

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.

В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в пять месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.

Таблица развития грудничка

Развитие по месяцам

2 месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
  • ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.

Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

Просмотров: 164435 .

Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.

Первый год жизни: календарь развития ребенка

Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им . Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

Первый месяц

Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:

  • реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
  • исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
  • делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
  • рефлексы новорождённого постепенно угасают;
  • у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.

Третий месяц

  • будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
  • гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
  • дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
  • радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
  • в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Шестой месяц

  • , к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
  • вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
  • в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Седьмой месяц

  • тянется за предметом или к маме обеими руками;
  • садится с помощью взрослого и ;
  • пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
  • активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
  • любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.


Увеличение роста – на 2 см.

Восьмой месяц

Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.

  • Физическое развитие

Испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.

  • Психомоторное развитие

Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.

Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:

  • держась за опору, ;
  • легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
  • ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
  • активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.

Девятый месяц

Стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.

  • Физическое развитие

Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.

  • Психомоторное развитие

Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.

Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:

  • садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
  • во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
  • хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
  • реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
  • много лепечет на собственном языке, понятном только близким.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Десятый месяц

Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.

  • Физическое развитие

Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.

  • Психомоторное развитие

Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)

Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:

  • может стоять несколько мгновений без опоры;
  • делает 2-3 шага вперед без поддержки;
  • ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
  • любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
  • показывает части тела на себе и на взрослом.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Одиннадцатый месяц

Ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.

  • Физическое развитие

В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.

  • Психомоторное развитие

Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.

Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:

  • активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
  • неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
  • может показать пальцем на желаемый предмет;
  • новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
  • может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Двенадцатый месяц (1 год)

Как маленькая личность. . Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и пытается отвечать.

  • Физическое развитие

Годовалый ребенок уверенно стоит и ходит без опоры. Малыш проявляет активность в причесывании, купании, одевании. Пытается самостоятельно удерживать ложку, есть из неё густую пищу; учится пить из кружки.

  • Психомоторное развитие

Произносит первые слова, соотнося их с действиями – “дай”, “бух”, “ам-ам”. Выполняет простые просьбы – “иди к маме”, “дай кубик”. Знает назначение простых предметов (телефон, расческа, зубная щетка).

Основные моменты развития ребенка двенадцатого месяца жизни:

  • может пройти без поддержки и опоры небольшое расстояние;
  • наклоняется и поднимает к пола предметы;
  • может перешагивать препятствие в виде порога или лежащей игрушки;
  • ищет необходимый предмет по своему желанию, даже если не видел, куда его положили;
  • простыми словами выражает свои потребности и желания. Зовет маму и папу. Словарный запас к этому возрасту – 8-12 слов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Полезный рассказ о том, как ухаживать за грудничком

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют. Например:

– мальчики рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;

– говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;

– представительницы прекрасного пола миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей до года

С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.

Мальчики Девочки
Возраст Рост (см) Вес (кг) Возраст Рост (см) Вес (кг)
1-2 мес. 52-60 3,5-5,8 1-2 мес. 51-59 3,1-5,2
3-4 мес. 59-66 5,1-7,4 3-4 мес. 57-64 4,6-7,1
5-7 мес. 61-71 6,2-9,7 5-7 мес. 61-69 6,1-8,7
8-10 мес. 68-75 8-11 8-10 мес. 66-73 7,3-10
10-12 мес. 71-78 8,8-12 10-12 мес. 69-76 7,6-11

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

Пролетели девять бесконечных месяцев. Позади ожидания и тревоги, утренний токсикоз и дневная сонливость, рекомендации по беременности врачей и советы подруг, первые толчки маленькой жизни внутри мамы и предродовые схватки. Все то, что бывает в жизни каждой женщины перед началом настоящего чуда – рождением на свет нового человека.

Календарь развития ребенка по месяцам

Маленький человечек рождается абсолютно беспомощным. У него имеются простейшие рефлексы: сосательный, глотательный, хватательный и другие. И только тщательный уход и постоянная забота окружающих людей помогут ему вырасти и научиться многим необходимым вещам. За 365 дней из маленького грудничка он превращается в подвижного любознательного человечка.

Каждый малыш индивидуален и нет двух похожих. Но существуют общие закономерности и этапы, которые обязательно проходят в своем развитии дети. И мамам можно посоветовать опираться на них. Но не нужно тщательно выверять по месяцам каждый шаг, следует ориентироваться именно на свое любимое чадо.

Ребенок в первый месяц жизни

Один из важных аспектов развития малыша – это прикладывание к груди матери через несколько часов после рождения. Еще в роддоме, как считают детские врачи, формируется «неразрывный эмоциональный контакт» между матерью и младенцем. Проявляется он в понимании его состояния и потребностей даже на расстоянии.

Малыша привезли домой, и начинается сложный период адаптации и привыкания. Новорожденный спит почти круглые сутки, до 20 часов. Во время сна происходит развитие и рост до 2-3 см в месяц, а организм адаптируется к новым условиям. Те немногие моменты, когда младенец не спит, он активно машет ножками и ручками.

В течение месяца основные виды деятельности – еда и сон. К первоначальному при рождении весу прибавляется еще 600-700 гр. Очень важно буквально с этих дней формировать режим питания малыша. Специалисты советуют 6–7 кормлений в сутки через 3-3,5 часа, ночью желательно увеличить время между приемами пищи до 5-6 часов. Некоторые мамы придерживаются другой точки зрения и прикладывают младенца к груди при первых признаках беспокойства. Получается до 12 кормлений в сутки, число которых уменьшается с ростом ребенка.

Нередкие спутники малышей первого месяца жизни – колики и вздутие живота. Так новорожденный организм приспосабливается к новым условиям питания. Помогут избавиться от них массаж животика или прием некоторого количества укропного отвара.

Появившись на свет, малыш уже имеет некоторые рефлексы, помогающие в адаптации к новым условиям. Например: сосательный, хватательный, плавательный и другие. Детские врачи внимательно следят за наличием тех, которые дают толчок к развитию нервной системы. Часть рефлексов пропадает по мере взросления ребенка.

Что может ребенок в конце первого месяца:

  • фиксировать ненадолго взгляд на предметах;
  • лежа на животе, делать попытки поднять голову;
  • прислушиваться к громким звукам, вздрагивать;
  • узнавать голос мамы, ее прикосновения, и реагировать в ответ;
  • пытаться общаться с мамой первыми звуками.

Первый месяц младенец общается с миром посредством плача. Это его реакция на то, что не устраивает или не нравится: он голоден, у него мокрый подгузник, что-то беспокоит. Окружающим малыша людям нужно уделять ему много внимания, быть терпеливыми и заботливыми.

Ребенок во второй месяц жизни

На втором месяце начинается активное физическое и психологическое развитие малыша. Более осмысленными становятся его реакции, начинает формироваться внимание к окружающему миру. В ответ на общение он активнее машет ручками и ножками, пытается издавать первые звуки. Становится более фокусированным зрение. Над кроваткой можно подвешивать игрушки, что поможет ребенку переводить взгляд с одного предмета на другой. За месяц малыш набирает в среднем граммов 800 и подрастает на 3-4 см.

Теперь после кормления младенец может не спать до полутора часов. Это время можно общаться с ним, петь песенки, агукать. Дневной сон состоит из нескольких периодов: двух длинных (один-три часа) и трех коротких (до 30 минут). У некоторых ночной сон может длиться до утра, просыпаются они только на кормление.

Что может ребенок в конце второго месяца:

  • лежа на животе, поднимать и держать голову несколько секунд;
  • следить глазами за предметами, поворачивать голову на звук;
  • пытаться удержать в кулачке игрушку на несколько секунд;
  • рассматривать свои ручки, сосать пальцы;
  • в ответ на общение издавать звуки;
  • лежа на боку, переворачивать на спинку;
  • активно реагировать на появление мамы.

Малыши второго месяца начинают получать удовольствие от купания и отвечают плачем на попытки родителей вынуть их из ванны.

Ребенок в третий месяц жизни

Этот месяц характеризуется тем, что кроха все лучше контролирует свое тело. У него улучшается координация движений, и он может двигать отдельно ручками или ножками, поворачиваться всем телом в интересующую сторону. Раскрывает кулачок и пытается держать игрушку. Неосознанно вытаскивает пустышку изо рта и вставляет ее обратно. Сосательный рефлекс получает новое развитие, все тащится в рот: пальцы, игрушки, пеленки.

Прибавка веса в этот период составляет 800 гр, а тело увеличивается в росте еще на 3 см. Продолжается улучшаться зрение и слух, ребенок долгое время способен следить за ярким предметом и узнавать родителей по голосу. Негромкие и спокойные мелодии успокаивают, отвлекают его внимание. Начинает закладываться речь, поэтому нужно как можно больше общаться с малышом, петь песенки, включать аудиосказки.

Время сна уменьшается и начинает формироваться режим «день-ночь». Теперь чаще проходят ночи, когда маме не приходится вставать к плачущему малышу. Для укрепления мышц спины и шеи днем следует переворачивать его на животик.

Что может ребенок в конце третьего месяца:

  • удерживать головку в вертикальном положении, поворачивая ее в стороны;
  • улыбаться при узнавании родных людей;
  • управлять своими руками;
  • переворачиваться на бок, лежа на спине;
  • лежа на животе, подниматься на локтях и держать голову продолжительное время.

Ребенок в четвертый месяц жизни

Ребенок меняется не только психологически, но и внешне. Многие начинают отмечать разумный взгляд малыша в этот период. Вес будет прибавляться в меньшей степени по сравнению с предыдущими месяцами, а увеличение роста на 2-3 см так и останется до конца года. Днем он может спать четыре раза, а ночной сон составляет одиннадцать часов.

Уже с удовольствием лежит на животике, рассматривая окружающую его обстановку. Может отдавать предпочтение отдельным игрушкам, хватать их обеими руками, стучать, бросать.

Особенность развития малыша в этот период – желание общаться с окружающими, причем в речи появляются простые слоги. Начинает развиваться сознание, и простых потребностей в пище и сне становится явно недостаточно. Малыш может плачем показывать, что оставаться один во время бодрствования он не желает и требует «собеседника».

Что может ребенок в конце четвертого месяца:

  • самостоятельно переворачиваться на живот, лежа на спине;
  • пытаться поднимать верх туловища;
  • разглядывать в зеркале свое отражение;
  • реагировать на произнесение своего имени;
  • проползти немного на животе;
  • улыбаться, смеяться, визжать, различать родных людей.

Ребенок в пятый месяц жизни

В конце этого периода малыш весит почти вдвое больше, чем при рождении. Рост увеличивается на 2-3 см, вес – на 700 гр. Это время, когда у некоторых детей начинают прорезываться зубки.

Изменяется режим бодрствования и сна. Теперь днем его укладывают спать 2-3 раза, а ночью он спит, не просыпаясь, до 10 часов. Пятимесячный ребенок готов перейти на пятиразовое питание через промежутки в 4 часа. Кроме того, в конце месяца мамы начинают вводить первый прикорм.

Теперь малыш становится чрезвычайно подвижным, что требует обязательного внимания за ним, моментально переворачивается, тянет в рот понравившиеся предметы, может сосать даже пальцы ног. Пытается ползать на животе и делает первые попытки сесть самостоятельно.

Ребенок может различать своих и чужих. Бурно реагирует на появление в зоне внимания родных людей и недоверчиво затихает при виде незнакомцев. Может слышать изменения в интонации и реагировать плачем на серьезные или грубые нотки в голосе.

Что может ребенок в конце пятого месяца:

  • лежа на спинке, переворачиваться на живот и обратно;
  • с уверенностью держать головку и вертеть ей по сторонам;
  • недолго сидеть, опираясь спинкой;
  • выбирать понравившуюся игрушку;
  • долго «беседовать» сам с собой, прислушиваясь к своим звукам.

Ребенок в шестой месяц жизни

Это период, когда у малыша режутся зубки. Дискомфорт от набухших десен, возможное повышение температуры приводят к раздражительности и частому плачу.

Ребенок начинает перекладывать погремушки из одной руки в другую, часто намеренно бросает их вниз с целью увидеть падение. Делает робкие попытки встать на четвереньки. Если положить любимую игрушку в отдалении, может быстро перевернуться на живот и приложить все усилия, чтобы до нее добраться.

Продолжает осваивать речь, и в его лепетании могут появляться простейшие слоги: ма-ма, па-па. Причем в интонации явно проскальзывают подражающие родителям нотки. В это же время малыша можно включать в простые пальчиковые игры.

Несколько ослабевает сосательный рефлекс, стоит начинать приучать малыша есть с ложечки, присоединяя прикорм из однокомпонентного овощного пюре. Только вводить его нужно аккуратно, потому что желудочно-кишечный тракт ребенка еще не полностью развит. В это время нужно понемногу приучать пить из кружки. Прибавка веса – 600 гр, роста – 2-3 см.

Что может ребенок в конце шестого месяца:

  • садиться самостоятельно;
  • ползать способом «по-пластунски»;
  • пытаться подняться на четвереньки;
  • брать игрушки сразу обеими руками, бросать их;
  • играть в простые игры, хлопать ладошками;
  • находить глазами крупный предмет, который называет мама.

Ребенок в седьмой месяц жизни

Начинается время активного исследования мира маленьким непоседой. Некоторые малыши уже ползают, упрямо пытаясь добраться до интересующих вещей. Поэтому нужно следить за чистотой комнаты, в которой познается мир, убирать как можно дальше опасные предметы.

Вводят второй прикорм – пюре из фруктов. Позже присоединяют и молочную кашу (гречневую, рисовую), к которой через несколько недель добавляют желток. К концу месяца может прибавить в весе до 600 гр, а в росте – до 2 см.

Малыш начинает узнавать окружающие предметы и может их показывать. Самостоятельно ползает, делает первые попытки встать на ножки. Увеличивается количество произносимых звуков. Поэтому нужно обязательно заниматься с малышом, читать ему книги, рассказывая простыми словами об окружающем мире. Любит играть в простые игры, во время которых получает развитие мелкая моторика рук.

Что может ребенок в конце седьмого месяца:

  • уверенно сидеть с прямой спиной без поддержки;
  • вставать на колени, подниматься на ножки, держась за бортики кроватки;
  • уверенно ползать, причем у некоторых получается только движение назад;
  • показывать на предметы, запоминать их названия;
  • повторять некоторые действия взрослых;
  • смотреть на картинки в книжках, листать страницы.

Ребенок в восьмой месяц жизни

В этом возрасте малыш самостоятельно сидит без посторонней помощи. Может удерживать игрушки в обеих руках сразу. Продолжается осваивание навыка ползания.

У большинства детей появляется в это время до шести зубов, они учатся жевать пищу. Для этого варятся более густые каши, а тушеные овощи мнутся, а не протираются до жидкого состояния. Детские специалисты рекомендуют учить пережевыванию по возможности раньше, чтобы подготовить переход организма на «взрослое» питание. Ребенок может пить из специального поильника или из кружки.

Ест малыш через каждые 4 часа, а сон длится до 15 часов в сутки. Вес прибавляется примерно на 600 гр, а рост – на 1,5-2 см.

С удовольствием общается с родными людьми, может пытаться ими манипулировать, требуя постоянного присутствия. Узнает маму и папу на фотографиях. Много и охотно говорит, меняя громкость голоса, учится шептать за взрослыми.

Что может ребенок в конце восьмого месяца:

  • самостоятельно сидеть, вставать и переступать у опоры;
  • ориентироваться в знакомой обстановке;
  • выражать разные эмоции: восторг, удивление, недовольство;
  • говорить осознанно простые слова;
  • выполнять несложные действия по просьбе: покажи, принеси и т. д.

Ребенок в девятый месяц жизни

Это период, когда малыш, научившись быстро передвигаться ползком, начинает скрупулезно осваивать окружающий мир. Любопытство его настолько велико, что стоит подумать о безопасности, перекрыть доступ к шкафам и полкам. Может самостоятельно вставать, придерживаясь за опору, с удовольствием перемещается по жилью, держась за руки взрослых. Делает робкие попытки шагать самостоятельно.

Каждый день приносит новые слоги и звуки. Любит копировать взрослых, но не бездумно, а понимая смысл сказанных слов и проговаривая услышанные сочетания. На этом этапе важно много общаться с малышом, от этого будет зависеть формирование речи и объем словарного запаса. Улучшается мелкая моторика пальцев, может исследовать мелкие предметы, махать указательным пальчиком.

В этот месяц вес увеличивается еще на 500 гр, а показатели роста — на 1,5-2 см. Рацион ребенка продолжает расширяться. Если в прикорм еще не вводилось мясо, то пора это сделать. Режим дня включает в себя двухразовый сон, но некоторые дети предпочитаю спать и три раза.

Что может ребенок в конце девятого месяца:

  • эмоционально относиться к родителям;
  • пытаться есть самостоятельно при помощи ложки;
  • разворачиваться назад при ползании;
  • плачем и криком манипулировать родными людьми;
  • пить из кружки, придерживая ее самостоятельно.

Ребенок в десятый месяц жизни

Месяц характерен тем, что ребенок меньше набирает вес — до 350 гр, рост увеличивается всего на 1 см. Но у него все лучше получается контролировать свое тело, быстрее осваивая при этом новые навыки и совершенствуя старые. Хорошо садится и встает без посторонней помощи, но еще придерживаясь за опору.

Меняется и режим дневного сна. Многим малышам бывает достаточно и одного отдыха. Но тогда стоит вечером укладывать спать пораньше. Продолжает увеличиваться рацион малыша, добавляется творог и кефир (можно давать до 100 гр в день). Не стоит кормить насильно, это может сформировать негативное отношение к определенным продуктам.

На десятом месяце ребенок все увереннее контролирует свои движения, совершает множество мелких действий пальчиками: мнет пластилин, рвет бумагу, перебирает маленькие игрушки. Чем лучше развитие получает мелкая моторика, тем быстрее развивается интеллект. Можно обратить внимание на то, какой рукой ребенок больше пользуется, левой или правой, от этого зависит, будет ли он левшой или правшой.

Начинают развиваться первые социальные навыки, родители помогают малышу играть в компании детей. С удовольствием хлопает в ладошки, топает и пританцовывает при появлении музыки.

Что может ребенок в конце десятого месяца:

  • из стоячего положения самостоятельно садиться;
  • пытаться называть окружающие предметы;
  • выполнять более сложные действия: открывает - закрывает, берёт - кладёт;
  • осознанно играть с игрушками: машинку катает, строит башню;
  • повторять за взрослыми жесты и мимику.

Ребенок в одиннадцатый месяц жизни

Энергия у малыша бьет через край, он использует любую возможность познакомиться с окружающим миром. Поэтому пытается забираться на стулья и диван, интересуется содержимым шкафов и тумбочек. Делает первые шаги самостоятельно и с удовольствием ходит за ручку с мамой. Может долгое время заниматься игрушкой или понравившимся предметом.

Малыш уже имеет несколько зубов, поэтому каждодневное меню обязательно включает в себя мясо и один раз в неделю нежирные сорта рыбы. Можно давать небольшие кусочки отварного картофеля и моркови. И специальные детские печенья и йогурты. За месяц прибавка роста составляет всего 1 см, вес увеличивается на 350 гр.

В этот период малыш понимает слово «нет», разбирается в маминой реакции, осознает, как поступил – хорошо или плохо. Некоторые называют предметы из окружающей обстановки.

Что может ребенок в конце одиннадцатого месяца:

  • пройти несколько шагов без опоры;
  • пытаться быть самостоятельным, сам одевает носки, ест ложкой;
  • кивать в утверждение, при отрицании качать головой;
  • брать маленькие вещи двумя пальцами – указательным и большим;
  • играть с родителями в сюжетные игры;
  • «читать», перелистывая книгу.

Ребенок в двенадцатый месяц жизни

Действие становится главной составляющей годовалого ребенка. Ходить за ручку или самостоятельно, принимать активное участие в процессах кормления и одевания, играть одному или с одногодками, исследовать все, что попадается на глаза – все это малыш может делать весь день с большим желанием.

Это время активного развития малыша, когда он начинает ощущать себя личностью, стремится многое делать самостоятельно (я сам!), капризничает в случае отказов и запретов. Психологи говорят о кризисе первого года, но он может коснуться не каждого малыша.

Многие мамы переводят малыша за общий стол, но это не означает, что можно его кормить наряду со взрослыми. Детское меню остается, добавляются овсяная и манная каши, сливочное масло.

Что может ребенок в конце двенадцатого месяца:

  • сидеть на корточках, вставать из этого положения;
  • пользоваться кружкой и ложкой, жевать пищу;
  • проявлять пристрастия в еде, отказываться есть то, что не нравится;
  • понимать, что ему говорят;
  • знать, как пользоваться бытовыми вещами: телефоном, расческой, веником;
  • разбирать и собирать игрушки, состоящие из нескольких частей;
  • разыскивать требуемый предмет.

Все рассказанное достаточно условно. Ребенок обязательно проходит в своем развитии многое этапы. Но если один малыш в год активно пытается бегать, то другой еще делает робкие попытки ходить. Кто-то с удовольствием общается со всеми людьми, а кто-то начинает громко плакать, увидев постороннего человека. Зависит это от того, в какой среде растет ребенок, от бытовых условий, от темперамента и характера малыша. Большую роль играет и наследственность.

Но не стоит сравнивать его с другими. Придет время, и малыш всему научится. Один год – это огромный этап в жизни ребенка от младенчества до самостоятельного человечка, который говорит, ходит, играет, смеется, понимает окружающих, становится настоящей личностью со своими вкусами и предпочтениями. И главное для любящих родителей – окружить его любовью и заботой, помогать и поддерживать, учить и воспитывать.

Рождение ребёнка - настоящее чудо, которого ждёт множество семей. Однако с первых дней жизни крохи счастье родителей смешивается с некой тревогой. Как правильно держать малыша? Как реагировать на его плач? Как часто его брать на руки? Подобные вопросы - словно снег на голову, но в них нужно разобраться. Ведь развитие ребёнка до года - ответственный процесс, в котором каждая мелочь важна!

Воспитание ребёнка начинается с момента зачатия

Как только будущая мама узнает, что под сердцем у неё бьётся новая жизнь, нужно тут же приниматься за "воспитание" будущего ребенка.

Во-первых, женщине необходимо заняться собой: правильный образ жизни, здоровые сон и питание, прогулки. Во-вторых, нужно исключить все негативные эмоции. Малыш, хоть он и крошечный, ощущает то же, что и мама. Зачем ему лишний стресс?

Очень хорошо начинать общение с крохой ещё в утробе. Это могут быть сказки, колыбельные на ночь, поглаживания живота. Ребёнку важно чувствовать и знать, что его ждут и любят.

Этапы развития ребёнка до года

Самый большой рывок в развитии происходит именно до года. За двенадцать месяцев малыш получает колоссальные знания и опыт, которые ему понадобятся на протяжении всей его жизни.

Сразу после рождения врачи оценивают состояние младенца, исключают отклонения и пороки. Далее следить за развитием крохи будет участковый врач-терапевт. Это будет похоже на экзамен. За каждый месяц своей жизни малыш должен чего-то достичь: научиться держать головку, реагировать на свет и шум, прибавить в весе, подрасти и т. д. Нормы развития детей до года включают в себя оценку двигательной активности, сенсорных реакций, речи, эмоционального и социального поведения.

Любые отклонения требуют вмешательства специалистов. Ведь коррекцию легче осуществить, когда организм малыша ещё не до конца сформирован.

Развитие младенца от 0 до 5 месяцев

Самую первую свою характеристику ребёнок получает сразу после рождения. Для этого используют шкалу Апгар, по которой оценивают частоту сердцебиений, дыхание, состояние кожи, мышечный тонус и рефлексы. Также ему измеряют рост и взвешивают. Каждый месяц ребёнок должен прибавлять около 600 грамм и вырастать на 2-3 сантиметра.

К концу первого месяца жизни кроха уже сможет ненадолго удерживать головку. А отлично с этой задачей он будет справляться в три месяца. В период от месяца до трёх ребёнок учится реагировать на звуки, на появление окружающих, узнаёт маму и близких людей.

Родителям нужно ознакомиться с различными методиками воспитания. Исследующие раннее развитие детей до года психологи утверждают, что те малыши, с которыми занимались чуть ли не с первых дней после рождения, быстрее сели, начали ходить, говорить. У таких детей хорошо развиты память и мышление, они менее подвержены стрессам.

В четыре месяца малыш учится приподниматься на ладонях, когда лежит на животе. Он берёт и удерживает предметы, иногда тянет их в рот. Кроха любит ощупывать и разглядывать своё тело. Все движения приобретают более целенаправленный характер.

Стоит обратить внимание на психическое развитие ребёнка. До года он научится многому, но уже первые успехи можно заметить в конце 4 месяца жизни. Малыш начинает осознавать себя как отдельную от мамы личность. Он хорошо распознаёт родных и чужих людей, улыбается своему отражению в зеркале.

В период от 4 до 5 месяцев дети уже достаточно окрепли для занятий гимнастикой. Нужно разминать ручки, ножки, пальчики. Физическое развитие детей до года в большей мере зависит от родителей. Зарядка, упражнения не только укрепляют мышцы, но и формируют психику.

К концу пятого месяца можно увидеть первые результаты в развитии речи. Появляются первые слоги. В это время нужно как можно больше разговаривать с малышом, читать ему сказки, потешки, стихи, да и просто комментировать свои действия.

Развитие малыша в 6-7 месяцев

Развитие ребёнка до года - очень важный и ответственный процесс, к которому маме следует подготовиться заранее. А именно читать литературу по воспитанию чада, общаться с другими мамами, прислушиваться к советам и рекомендациям педиатра.

Полугодовалый малыш - это уже тот «пластилин», из которого можно что-то "вылепить". Ребёнок не только подрос, прибавил хорошо в весе, но и научился слушать взрослых. Он реагирует на своё имя, осознанно играет с игрушками. Кроха умеет сидеть, а также учится ползать. Теперь изучаемая территория стала больше, и за малышом нужен глаз да глаз.

В 6-7 месяцев малыш произносит первые слова. Развитие речи ребёнка до года во многом зависит от правильно выбранной методики. Огромных результатов можно достичь благодаря играм, направленным на мелкую моторику. Дети изучают мир с помощью рук и пальчиков. И чем лучше развиты эти части тела, тем лучше они мыслят, тем быстрее заговорят. Развивая детскую речь, родителям необходимо следить и за своей. Слова нужно выговаривать чётко, ни в коем случае нельзя кривляться.

В этом возрасте можно начать использовать методики раннего развития, в частности карточки Глена Домана, на которых изображены разные предметы, животные, люди. Демонстрируя карточку (10 секунд), нужно называть рисунок на ней. Так развивается не только речь, но и зрительная память, мышление.

Запас игрушек для своего чада стоит пополнить. Они должны быть из разных материалов, различных форм и цветов. Только не нужно искажать психику малыша и покупать всяких зелёных кроликов и розовых Лунтиков.

Почти большие! Развитие от 8 до 9 месяцев

Это один из самых забавных этапов в развитии. Малыш уже может выражать свои эмоции, он хорошо сидит, ползает, когда нужно, проявляет настойчивость. У крохи появляются первые зубки. С этого момента ему можно по чуть-чуть вводить прикорм.

Понемногу увеличивается словарный запас. Кроха понимает много слов, более отчётливо произносит разные звуки, в том числе и имитацию животных. Малыш учится усваивать жесты: «ладушки», «пока», «ну-ну».

Ребёнок всё лучше различает людей и неохотно идёт к чужим на руки. Раннее развитие детей до года уже приносит плоды. Малыш может говорить слова «мама», «папа», «баба». Он пытается вставать на ножки, но ещё не ходит.

Игрушек становится еще больше. Чадо уже понимает игры с кубиками и пирамидками. Его интересует всё новое.

Развитие в 10-12 месяцев

Все этапы развития ребёнка до года довольно сложные. Всего за двенадцать месяцев маленький человечек подрастает на 20-22 сантиметра и набирает около восьми килограммов. Он показывает все части тела, некоторые даже называет. Словарный запас состоит из восьми-десяти слов и постоянно увеличивается. Ребёнок научился выражать свои эмоции, он уже умеет просить, быть настойчивым. Кроха понимает многие слова и движения, реагирует на реплики «можно - нельзя».

В период от 10 месяцев и до года ребёнок учится делать первые шаги сначала с поддержкой, а потом и без неё. Наступает время купить чаду первую обувь. Следует быть очень щепетильным при выборе. Она обязательно должна иметь толстую подошву и супинатор.

С каждым днём ребёнок становится всё более активным и самостоятельным. Родители должны не забывать поощрять и хвалить кроху за все достижения.

Игрушки уже приобретают социальный характер: посудка, инструменты, куклы, больничка. Неудивительно, ведь малыш всё повторяет за мамой и папой. Играть он сам ещё не умеет. Задача взрослых - рассказать об игрушках и показать, как с ними забавляться.

Нормы развития детей до года и отклонения

Конечно, каждой маме и папе хочется, чтобы их чадо выросло умным, смышлёным и развитым. Родители всегда строят большие планы по поводу своего наследника.

Но, к сожалению, не все дети рождаются здоровыми. Часто разные отклонения и пороки рушат все надежды. Для многих семейных пар это звучит как приговор.

Не стоит отчаиваться. Современная медицина позволяет многие дефекты откорректировать сразу после рождения. И чем раньше замечены отклонения в развитии, тем легче их исправить.

Большой плюс для больных детей - это физические занятия. Массаж, гимнастика, зарядка не только укрепляют мышцы, но и способствуют развитию речи, памяти, мышления. Большинство недугов при правильном подходе и терапии излечимы. Главное - не опускать руки и бороться за здоровье малыша!

Развитие детей до года: методики

Ни для кого не секрет, что чем раньше начать обучение малыша, тем легче сложится его дальнейшая жизнь. Маленькие дети значительно проще и быстрее усваивают новую информацию. Схватывают буквально на лету.

Методика Глена Домана . Доман - американский врач, который создал специальные способы обучения детей с отклонениями. Позже эти методы применили и к здоровым малышам. Суть развития по Доману состоит в использовании карточек, на которых могут изображаться как предметы, люди, животные, так и буквы, цифры. Другими словами, весь мир - в карточках. Такой материал можно изготовить и самостоятельно. Врач также сделал акцент на звуках и слогах. Чем больше потешек, сказок, песен ребёнок слышит с рождения - тем больше он запоминает.

Методика Зайцева. Представляет собой кубики для изучения букв, звуков и целых слогов. Конечно, до года ребёнка вряд ли получится научить читать, но некоторые буквы и их написание он запомнит. Развитие ребёнка до года по этой методике нерезультативное. Она больше подойдёт детям после двух лет.

Методика Никитиных. Основана на совместной деятельности взрослого и ребёнка. Взрослый призван раскрыть детские способности и талант. Малышей не нужно принуждать к занятиям, а лишь пробуждать интерес. Стены детской комнаты можно украсить разными познавательными плакатами, картами, буквами, цифрами. Рано или поздно малыша заинтересуют они и то, что на них изображено.

Методика Сесиль Лупан. Цель - пробудить желание познавать мир. Во многом метод похож на метод Г. Домана, только Сесиль учитывает особенности развития детей до года. По её мнению, задания нужно подбирать по возрасту малыша. Не стоит требовать от него сверхъестественного. Занятия с ребёнком не должны быть похожими на каторгу, они должны вызывать интерес.

Не словом единым, или Какие игрушки должны быть в арсенале ребёнка

Каждый родитель пытается дать своему чаду всё самое лучшее. Это касается и игрушек. Развитие ребёнка до года зависит от многих факторов, в том числе и от правильно выбранных дидактических материалов.

Не все родители знают, какие игрушки нужны для определённого возраста. Поэтому покупают всё без разбора.

Итак, какими должны быть игрушки малыша до года:

  • Новорождённому понадобятся такие предметы, которые фокусируют зрение и развивают слух. Конечно, речь идет в первую очередь о погремушках. Это также могут быть красочные электромобили, которые вешают над кроваткой.
  • В два-три месяца можно покупать разных зверушек и кукол с яркой внешностью и крупными чертами лица (глаза, нос, рот). Их малыши любят подолгу разглядывать.
  • А вот полугодовалому ребёнку уже нужно разнообразие. Его игры приобрели более осознанный характер. Поэтому всяческие кубики, пирамидки, разные по форме и цвету, будут ему в самый раз. Принцип, по которому выбирают игрушки для этого возраста, заключается в том, что они должны иметь как можно больше разных деталей. Это поможет развить мелкую моторику. Кстати, подобные предметы можно изготовить самостоятельно. Достаточно в яркую ткань зашить всякую всячину: пуговицы, зёрнышки, бусинки и т. п. Малыш охотно будет всё это перебирать пальчиками (но только под присмотром!).
  • Детям постарше необходимы более сложные предметы для игр. Они начинают повторять многие действия взрослых. Поэтому стоит приобрести набор посудки, инструментов, различных кукол и принадлежности к ним.
  • С 9-10 месяцев презентуйте ребёнку книги. Нужно выбирать литературу с большими яркими картинками. Сейчас много книг с 3D-рисунками, которые увлекут любого «читаку». Знакомить с книжкой обязательно должен взрослый, хотя малыш и сам уже вполне может рассматривать картинки.
  • Не стоит забывать и о музыкальных инструментах. Программа развития ребёнка до года предусматривает знакомство с бубном, ксилофоном, барабаном, пианино. Такие предметы не только развивают слух, но и концентрируют внимание малыша.

Все детские игрушки стоит покупать в специализированных магазинах. Пусть они будут хорошего качества и из натуральных материалов.

Заключение

Рождение малыша - огромная радость для семьи! Однако вместе с тем предстоит сложный процесс воспитания. Развитие ребёнка до 1 года полностью зависит от его родителей. Ничто не приходит само по себе. И если мама с папой собираются воспитать будущего гения, начинать следует с пелёнок!

Ваш малыш совсем недавно появился на свет.

И теперь вам интересно, насколько правильно он развивается. Вы хотите знать, что должен уметь кроха в том или ином возрасте.

Календарь развития малыша по месяцам

1 месяц

В период новорожденности малыш почти все время спит. Все его действия продиктованы безусловными рефлексами: хочет кушать, что-то болит - кричит, покушал - уснул, почувствовал дискомфорт - кряхтит, хочет спать - зевает или плачет.

В первое время ребенок очень плохо видит, у него нарушена фокусировка зрения. Иногда кажется, что ребенок косит, малыш может хорошо видеть объекты, которые находятся от него на расстоянии 20-25 см. На третьей неделе жизни ребенок начинает слышать голоса и другие звуки, услышав их, он замирает.

2 месяца

В два месяца малыш уже умеет улыбаться, задерживать взгляд на каком-то объекте (не более, чем на 5-10 секунд), следить за предметом, который передвигается вблизи его глаз.

В 2 месяца ребенок начинает активно двигать ручками и ножками, кисти сжаты в кулачки. Если выложить малыша на животик на ровную поверхность, он будет тянуть вверх головку. Малыш может начать произносить некоторые звуки.

3 месяца

В этом возрасте малыш часто улыбается, особенно при виде мамы или папы, начинает издавать разные звуки. В положении «лежа на животике» ребенок может тянуть головку вверх уже дольше, чем раньше. Кроха начинает реагировать на яркие игрушки, может следить за движущейся игрушкой, тянется к игрушкам, может начать тянуть их в рот.

В 3 месяца малыш уже хорошо слышит и обычно поворачивает голову в ту сторону, откуда раздаются звуки. Ребенок активно гулит, может произносить некоторые звуки на распев.

4 месяца

В 4 месяца малыш уже может отличать «своих» людей от «чужих» и реагировать на них по-разному: улыбаться, плакать, отворачиваться, тянуть ручки.

Если положить кроху на животик, он будет опираться на локти и достаточно долго тянуть головку вверх. Кроха уверенно держит голову в вертикальном положении.

5 месяцев

Кроха по-разному реагирует на знакомых и незнакомых, может сам инициировать общение - улыбаться незнакомым, например.

Действия ручками становятся более скоординированными. Кроха уверенно переворачивается со спинки на животик, переворачивается с животика на спинку, пытается ползти, сесть. Очень активно лепечет.

6 месяцев

Кроха уже заметно вырос, он узнает родных, у него есть предпочтения в игрушках. Он может внимательно следить за перемещением людей и предметов. Он активно : бросает, стучит, крутит, рассматривает, издавая при этом звуки, умеет перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Мария Савинова, врач-педиатр, гомеопат: «В шесть месяцев ребенок должен уметь сидеть без поддержки более 30 секунд, переворачиваться с живота на спину, брать игрушки и долго с ними играть, поворачиваться на звук, реагировать на свое имя, есть с ложки, произносить отдельные слоги».

Кроха может начать делать попытки встать, опираясь на перила кроватки. Уже умеет сидеть. Ребенок может начать говорить первые слова «да», «дядя», «баба», обычно это происходит бессознательно, то есть ребенок не понимает, что именно он произносит. Чаще всего ребенок пытается подражать речи взрослых, копируя интонацию.

Ребенок начинает устанавливать элементарные причинно-следственные связи: нажал на кнопку - звучит музыка, отпустил игрушку - она упала и так далее.

7 месяцев

Малыш очень , поэтому может плакать, когда с ней нужно расстаться, и радоваться, когда она приходит.

Кроха уже начинает понимать значения некоторых слов: «можно», «нельзя». Ребенок уже хорошо сидит и с легкостью садиться сам, держась за опору, может вставать и достаточно долго и устойчиво стоять. Может быстро ползать.

Малыш уже умеет кушать из ложки, делает первые попытки пить из чашки. Уверенно хватает предметы, хорошо их держит, может их перекладывать из руки в руку, крутить, толкать, бросать, нажимать, давить, тянуть.

Знает, где лежат те или иные предметы, может указать на них поворотом головы или туловища. Любит играть в пальчиковые игры «Ладушки», «Сорока-Ворона», любит листать книжки.

8 месяцев

Ребенок может сильно нервничать или кричать, .если приходится на время расстаться с мамой. На чужих людей может реагировать негативно. Кроха боится громких звуков, реагирует на них плачем или криком.

Малыш хорошо сидит, может встать, стоять и медленно передвигаться приставными шагами, опираясь на руки родителей или перила.

В этом возрасте ребенок может выполнять уже более сложные манипуляции с игрушками, чем раньше, он может складывать части игрушек, накрывать что-то крышечкой, нанизывать кольца на пирамидку.

Кроха активно лепечет, любит танцевать, хлопать в ладоши, топать ножками.