Меню
Бесплатно
Главная  /  Мужские стрижки  /  Эмоциональная сфера женщины в браке. Личностные и эмоциональные особенности женщин - курсовая работа (457). Изменения выраженности интенсивности и длительности, переживаемых эмоций

Эмоциональная сфера женщины в браке. Личностные и эмоциональные особенности женщин - курсовая работа (457). Изменения выраженности интенсивности и длительности, переживаемых эмоций

Изменения эмпатии. Возрастные изменения уровня эмпатии у женщин и мужчин по данным Е. П. Ильина и А. Н. Липиной представлены в табл. 1.4.

Уровень эмпатии неуклонно повышается от юношеского возраста, достигая максимального значения у женщин и мужчин в возрасте 40–50 лет. В этом возрасте уровень эмпатии превышает таковой 15–20‑летних в два раза. В дальнейшем происходит резкое падение уровня эмпатии как у женщин, так и у мужчин, минимум наблюдается в 60–75 лет. В этой возрастной группе уровень эмпатии даже ниже, чем у 15–20‑летних.

Таблица 1.4. Выраженность эмпатии у взрослых мужчин и женщин разного возраста, баллов

У мужчин уровень эмпатии во всех возрастных группах, кроме последней, ниже, чем у женщин (различия достоверные в трех возрастных группах).

Возрастные изменения сентиментальности. Под сентиментальностью понимают излишнюю эмоциональную чувствительность, имеющую оттенок слащавости, приторной нежности или слезливой умиленности. Сентиментальный человек способен легко растрогаться, расчувствоваться, взволноваться, он легко приходит в состояние умиления, т. е. проявляет нежные «чувства» по отношению к объекту, кажущемуся ему трогательным.

Возрастная динамика выраженности сентиментальности у взрослых женщин и мужчин в разных возрастных группах по данным Е. П. Ильина и А. Н. Липиной (2007) представлена на рис. 1.9.

Рис. 1.9. Возрастная динамика изменения сентиментальности

Как следует из представленных на рисунке данных, среднегрупповые значения показателя сентиментальности с возрастом неуклонно возрастают, достигая максимума как у женщин, так и у мужчин в возрасте 50–60 лет. Однако в возрасте 61–75 лет происходит резкое снижение сентиментальности. Между смежными возрастными группами различия достоверные в большинстве случаев (на уровне 0,05–0,001).

Следует отметить, что средние значения показателя сентиментальности у мужчин значительно ниже значений показателя сентиментальности женщин во всех возрастных группах. Выявленные различия статистически достоверны во всех возрастных группах, кроме одной.

Возрастная динамика свойств эмоциональности. К свойствам эмоциональности отнесены эмоциональная возбудимость, интенсивность и длительность эмоций. Как видно на рис. 1.10, среднее значение показателя эмоциональной возбудимости у женщин сначала держится на одном уровне в возрастных группах 15–20 и 21–30 лет, а затем начинает постепенно снижаться. В выборке 51‑60‑летних женщин наблюдается незначительное повышение уровня эмоциональной возбудимости, однако уже в следующей возрастной выборке, у женщин в возрасте 61–75 лет, происходит резкое снижение данного показателя и он достигает своего минимума.



Рис. 1.10. Выраженность свойств эмоциональности у взрослых разного возраста. Эмоциональная возбудимость (верхний рисунок), интенсивность (средний рисунок) и длительность эмоций (нижний рисунок)

Таким образом, можно говорить о том, что имеется тенденция снижения у лиц женского пола уровня эмоциональной возбудимости от юношеского к пожилому возрасту.

У мужчин, в принципе, наблюдается та же тенденция (хотя плохо выраженная) изменения с возрастом уровня эмоциональной возбудимости, а именно постепенное ее снижение (лишь в выборке мужчин 41–50 лет происходит достаточно значительный скачок вверх данного показателя, а далее вновь наблюдается его снижение). Так же как и в выборках женщин, эмоциональная возбудимость максимальна в возрасте 15–20 лет и минимальна в возрастной группе 61–75 лет.

Следует отметить, что у мужчин уровень эмоциональной возбудимости во всех возрастных группах был значительно ниже, чем у женщин (различия достоверны).

Возрастная динамика выраженности интенсивности эмоций. Максимальная интенсивность эмоций у женщин наблюдается в выборке 15–20 лет; далее происходит постепенное снижение с возрастом выраженности данной характеристики эмоций, хотя в возрасте от 31 года до 60 лет наблюдается стабилизация выраженности этого свойства эмоциональности.

У мужчин заметна та же тенденция, но выражена она менее отчетливо в связи с большим разбросом среднегрупповых значений интенсивности эмоций в разных возрастных группах. Однако, так же как и в выборках женщин, интенсивность эмоций у мужчин менее всего выражена в старших по возрасту выборках, т. е. в возрасте 51–60 и 61–75 лет.

Показатели интенсивности эмоций во всех возрастных группах, кроме группы в 31–40 лет, у мужчин были ниже, чем у женщин. Различия достоверны в четырех возрастных группах из шести.

Возрастная динамика длительности переживаемых эмоций. Данные, полученные в отношении этого свойства эмоциональности, существенным образом отличаются от данных, полученных в отношении эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций, а именно наблюдается не снижение показателей, а, наоборот, постепенное их увеличение. Другими словами, мы можем сказать, что в то время как эмоциональная возбудимость и интенсивность эмоций с возрастом уменьшаются, длительность переживаемых человеком эмоций, наоборот, возрастает. Это наблюдается как у женщин, так и у мужчин. У мужчин в возрасте 31–40 лет происходит некоторое снижение данного показателя, но уже в возрасте 41–50 лет мы видим его заметный скачок вверх, и далее он повышается вплоть до самой старшей из обследованных нами выборок мужчин 61–75 лет.

Также следует обратить внимание на то, что во всех возрастных выборках у мужчин по сравнению с женщинами длительность переживания эмоций меньше.

Таким образом, учитывая все полученные нами данные об эмоциональных проявлениях мужчин и женщин, можно сделать вывод, что на протяжении всех возрастных этапов мужчины имеют меньшую эмоциональность, чем женщины. В отношении возрастных изменений различных проявлений эмоциональности наблюдается разная динамика. Сентиментальность и эмпатичность до определенного возраста возрастают и снижаются к старости; эмоциональная возбудимость и интенсивность переживания эмоций с возрастом снижаются, а длительность переживания эмоций возрастает. В результате, если у девушек и молодых женщин (15–20 и 21–30 лет) и юношей и молодых мужчин (15–20, 21–30 и 31–40 лет) показатели эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций превалировали над показателем длительности эмоций, то затем, начиная с возраста 31–40 лет, соотношения меняются. Теперь уже показатели длительности эмоций превалируют над показателями эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций.

Инициаторы ряда масштабных интернациональных исследований, проводившихся во многих странах и охвативших свыше 100 тысяч человек, выявили, что удовлетворенность жизнью увеличивается с возрастом, причем среди мужчин наблюдается более сильный эффект, чем среди женщин (WorldbValues Study Group, 1994). Та же закономерность установлена относительно положительных эмоций. Все эти возрастные изменения могут быть связаны с историческими факторами, т. е. со сменой поколений, и объясняться тем, что жизнь во всем мире становится хуже, приносит меньше удовлетворения. Таким образом, пожилые люди продолжают оставаться более счастливыми.

Уладить споры вокруг данного вопроса призваны лонгитюдные исследования, в рамках которых производятся наблюдения за одними и теми же людьми на протяжении длительного периода времени. Существует несколько подобных работ по рассматриваемой теме. Так, Хелсон и Лонен (Helson, Lohnen, 1998) анализировали положительные эмоции. В обследовании приняли участие 80 женщин и 20 их супругов. Субъекты обследовались начиная с двадцатисемилетнего возраста до достижения 52 лет. <…> В этот период наблюдается определенный рост положительных и уменьшение отрицательных эмоций <…>

В нескольких экспериментальных работах выявлено, что положительные эмоции и удовлетворенность жизнью усиливаются лишь у мужчин, в то время как у женщин наблюдается обратное. Мрожеки Коланц (Mroczak, Kolanz, 1998), проанализировав масштабную выборку американцев, изучили влияние возраста на эмоциональные показатели <…> Оказалось, рост позитивной эмоциональности отмечается только у мужчин‑интровертов. Уменьшение негативных эмоций наблюдалось только среди замужних женщин.

М. Аргайл, 2003. С. 186–187.

Понятно, что период взрослости слишком широк, чтобы можно было говорить о каких-либо более или менее общих характеристиках эмоциональной сферы. Поэтому ограничим рассмотрение динамики эмоциональных процессов в этот возрастной период отражением в них основных возрастных задач развития.

Главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости, – это достижение идентичности (в противоположность смешению ролей) и близости (в противоположность изоляции). Близость требует установления приносящих взаимное удовлетворение тесных отношений с другим человеком и представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Изоляция же наступает в результате невозможности или неспособности достичь взаимности, иногда вследствие того, что идентичность индивидуума настолько слаба, что возникает риск потерять себя при единении с другим (Крайг, 2003).

Трехкомпонентная теория любви Р. Стернберга демонстрирует то, насколько сложно достичь успеха в близких отношениях, определяемых как любовные (Крайг, 2003).

Стернберг определяет три основные составляющие любви: интимность, страсть и решение/обязательство.

Интимность – чувство близости, которое появляется в любовных отношениях. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом, у них общие интересы и занятия, они делятся друг с другом своими вещами, мыслями и чувствами. Фактически общие интересы и занятия могут стать одним из решающих факторов в превращении отношений ухаживания в любящие, супружеские отношения.

Страсть, вторая составляющая любви, относится к таким видам возбуждения, которые приводят к физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. Сексуальное влечение практически всегда сопровождается той или иной эмоцией. В сочетании с гневом и презрением оно перерождается в садизм или сексуальное насилие. Сочетание сексуального влечения с чувством вины может дать мазохизм либо импотенцию. В любви и в супружестве сексуальное влечение вызывает у партнеров радостное возбуждение, острое переживание чувственного удовольствия и оставляет после себя самые яркие впечатления (Изард, 1999). Любовь – страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Если чувство обоюдное – люди переполнены любовью и испытывают радость, если нет – она опустошает их и приводит в состояние отчаяния. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и уныния, радостного трепета и тоскливой удрученности.

Решение/обязательство – последняя вершина треугольника любви. Эта составляющая имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный отражается в решении того, что конкретный человек любит другого. Долговременный аспект представляет собой обязательство сохранять эту любовь.



Представляют интерес двойные комбинации трех основных характеристик:

Связь сексуальности и интимности, существующая при романтической любви, но подразумевающая любовь страстную;

Связь интимности и ответственности в рамках товарищеской или партнерской любви, из которой исключена сексуальность;

Совершенная любовь, при которой три ее компонента, словно зрелый плод, находятся в состоянии равновесия, именуемого Стернбергом сбалансированным треугольником.

Любовь после фазы своего развития балансирует между интимностью, сексуальностью и ответственностью (Купер, 1998).

Близость может разрушаться негативными чувствами – гневом и раздражением. Страх быть отвергнутыми также препятствует близости, особенно когда он подталкивает к ложной идентичности, в основе которой лежит желание угодить другим, а не реализация важных внутренних потребностей. Традиционные способы ухаживания могут скорее помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами (Крайг, 2003).

Бывают случаи, когда любовь заставляет человека испытывать печаль. Эта печаль может быть вызвана разочарованием в любимом человеке или разлукой с ним, но главной причиной печали, несомненно, будет любовь. Известно, что в любви можно испытать и злость. Некоторые люди говорят о том, что самые тяжелые огорчения и самый пламенный гнев у них вызвал именно любимый человек. Интенсивность чувств и взаимоотношений между любящими людьми может стать причиной интенсивных эмоций разного рода.

Ревность – это одна из причин того, что любовь может внезапно обернуться ненавистью, которая бывает подчас столь значительна, что человек стремится любым способом причинить вред объекту любви-ненависти.

Иногда раздражение, ненависть или гнев, вызванные ревностью, не выражаются открыто, а обращаются на самого ревнивца и приводят к самоненавистничеству; ревнивец сам себя изводит. Самоистязание оборачивается пассивностью, беспомощностью, разочарованием и в конце концов приводит к состоянию, не исключающему самоубийства.

Ревность может иметь и другой исход: активность, жажду деятельности. Если беспокойство первоначально обязано своим возникновением возрастающему недоверию, сопровождаемому желанием преследовать неверного возлюбленного, то рано или поздно оно превратится в месть. В данном случае ревность ослепляет человека, как гнев.

Если человек осознает, что все мы испытывали в детстве чувства беспомощности и крайней зависимости, что всех нас однажды бросали ради другого, что подобный опыт является закономерностью человеческого развития, то он обретет силы для того, чтобы смириться с реальностью и не расплачиваться болезнями за неизбежные потери. Осознавая неизбежность болезненного чувства беспомощности, мы получаем шанс мобилизовать и реализовать потенциал психической энергии, которую таят в себе ревность и другие страсти. В результате межличностные отношения только выиграют, станут более интенсивными и плодотворными (Куттер, 1998).

Родительство требует новых ролей и обязанностей со стороны матери и отца. В период ожидания ребенка супруги обычно оказывают друг другу эмоциональную поддержку. С рождением ребенка резко возрастают физические и эмоциональные нагрузки молодых родителей, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной напряженностью и конфликтами по поводу распределения обязанностей и соблюдения определенного порядка.

Мать утомлена, отец чувствует себя отвергнутым, и оба испытывают ограничение своей свободы.

Несмотря на то что некоторые заботы у родителей оказываются общими, отцы и матери при этом могут демонстрировать различные реакции на появление первого ребенка. И все же появление первого ребенка – это скорее переход семьи в новое состояние, чем ее кризис (Крайг, 2003).

Любопытство ребенка, его радость, отвращение или страх вызывают у родителей эмоциональный отклик в соответствии с присущими им индивидуальными порогами этих эмоций. Родители, ежедневно общаясь с ребенком, видят его радость и сами проявляют ее. Это постоянное встречное выражение радости повышает вероятность формирования эмоциональной взаимной привязанности. Эмоция радости имеет позитивное значение не только для формирования взаимной привязанности между родителями и ребенком, но и влияет на развитие социальных отношений взрослого человека. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Одной из характеристик материнства и материнской любви является эмоциональная доступность. Эмоциональная доступность – это не просто физическое присутствие или физическая близость матери, это ее готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.

Говоря о материнской любви, нельзя обойти вниманием такую ее характеристику, как чувствительность матери к потребностям ребенка и готовность удовлетворить их. В некотором смысле чувствительность к потребностям ребенка просто необходима для его здоровья и благополучия.

Другой компонент материнской любви – эмоция интереса. Любящая мать искренне интересуется своим ребенком и всем, что он делает. Матери интересен ее малыш: что бы он ни делал, все возбуждает в ней любопытство и вызывает восхищение. Результатом этого интереса становится игровое взаимодействие между матерью и ребенком (Изард, 1999).

Большинство людей двояко относится к среднему возрасту. Средний возраст может быть периодом расцвета семейной жизни человека, его карьеры или творческих способностей. Однако при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны и что их время уходит. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучают опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевают заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями.

В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества. Дети подрастают и уходят или собираются уйти из родительского дома, и начинающие стареть супруги вновь сталкиваются с необходимостью играть лишь роли мужа и жены. Зрелость далеко не всегда бывает печальным периодом. Мужчины и женщины, которые довольны своей семейной жизнью, обычно легко адаптируются к этому возрасту и в годы зрелости получают от жизни удовольствие (Квинн, 2000).

Множество данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. Во всем мире около 90% всех мужчин и женщин, состоящих в близких отношениях, в конечном счете становятся супругами. Ряд исследований, основывающихся на опросах десятков тысяч европейцев и американцев, неуклонно приводят к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью. Брак создает почву для счастья, по крайней мере, по двум причинам: во-первых, люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от длительных, тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиночку. Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовника, друга. Вторая, более прозаическая причина того, что брак способствует счастью или, по крайней мере, служит буфером в болезненных ситуациях, – то, что предлагаемая браком роль супруга и родителя обеспечивает нам дополнительный источник самоуважения. Правда, новые роли ведут к новым стрессам, и мы можем оказаться и оказываемся на грани перегрузки. Тем не менее удачно исполняемая роль подразумевает также и вознаграждения, способствует укреплению нашего личностного статуса, делает нас богаче, помогает избежать стрессов, с которыми мы встречаемся в других сферах нашей жизни (Майерс, 1996).

Эмоции играют немаловажную роль и в профессиональной деятельности. Различные направления общественно-трудовой деятельности человека порождают или развивают всевозможные направления и стороны его эмоциональности. В ходе исторического развития они не только проявляются, но и формируются. Каждая новая предметная область, которая создается в общественной практике и отражается в человеческом сознании, порождает новые чувства, в которых устанавливается новое отношение человека к миру (Реан, 2003).

В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества. Дети подрастают и уходят или собираются уйти из родительского дома, и начи­нающие стареть супруги вновь сталкиваются с необходимостью играть лишь роли мужа и жены (Квинн В., 2000).

Но зрелость далеко не всегда бывает печальным периодом жизни. Муж­чины и женщины, которые довольны своей семейной жизнью, обычно лег­ко адаптируются к этому возрасту и в годы зрелости получают от жизни удовольствие (Квинн В., 2000). Множество данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чув­ствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. Во всем мире около 90% всех мужчин и женщин, состоящих в близких отношениях, в конечном счете становятся супругами (Майерс Д., 1996).

Ряд исследований, основывающихся на опросах десятков тысяч европей­цев и американцев, неуклонно приводят к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворен­ными жизнью.

мнение ученых

По утверждению Д. Майерса, во всем западном мире женатые люди обоих полов более счастливы, нежели те, кто никогда не состоял в браке, разведен или расстался с любимым чело­веком (Майерс Д., 1996).


Очень счастливые, % 50


Опрос проведен среди 1000 человек старше 12 лет

40


Взрослые, никогда не вступавшие в брак


72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Брак и счастье.


494 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

Несмотря на то что неудачный брак зачастую вызывает депрессию у жен­щин, а не у мужчин, миф о том, что одинокая женщина чувствует себя счастливее замужней, оказывается несостоятельным. Более важным явля­ется не сам факт брака, а качество брачных отношений. Люди, заявляющие об удовлетворенности своим браком и любви к своему партнеру, редко гово­рят, что они несчастны, либо недовольны жизнью, либо находятся в депрес­сии.

Брак создает почву для счастья по крайней мере по двум причинам: во-первых, люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от длительных, тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиноч­ку. Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовни­ка, друга. Вторая, более прозаическая причина того, что брак способствует счастью или, по крайней мере, служит буфером в болезненных ситуациях, следующая: предлагаемая браком роль супруга и родителя обеспечивает нам дополнительный источник самоуважения (Майерс Д., 1996). Правда, новые роли ведут к новым стрессам, и мы можем оказаться и оказываемся на грани перегрузки. Но тем не менее удачно исполняемая роль подразуме­вает также и вознаграждения, способствует укреплению нашего личностно­го статуса, делает нас богаче, помогает избежать стрессов, с которыми мы встречаемся в других сферах нашей жизни.

1.4. Изменения эмоциональной сферы в период взрослости

Изменения эмпатии. Возрастные изменения уровня эмпатии у женщин и мужчин по данным Е. П. Ильина и А. Н. Липиной представлены в табл. 1.4.

Уровень эмпатии неуклонно повышается от юношеского возраста, достигая максимального значения у женщин и мужчин в возрасте 40–50 лет. В этом возрасте уровень эмпатии превышает таковой 15–20-летних в два раза. В дальнейшем происходит резкое падение уровня эмпатии как у женщин, так и у мужчин, минимум наблюдается в 60–75 лет. В этой возрастной группе уровень эмпатии даже ниже, чем у 15–20-летних.

Таблица 1.4. Выраженность эмпатии у взрослых мужчин и женщин разного возраста, баллов

У мужчин уровень эмпатии во всех возрастных группах, кроме последней, ниже, чем у женщин (различия достоверные в трех возрастных группах).

Возрастные изменения сентиментальности. Под сентиментальностью понимают излишнюю эмоциональную чувствительность, имеющую оттенок слащавости, приторной нежности или слезливой умиленности. Сентиментальный человек способен легко растрогаться, расчувствоваться, взволноваться, он легко приходит в состояние умиления, т. е. проявляет нежные «чувства» по отношению к объекту, кажущемуся ему трогательным.

Возрастная динамика выраженности сентиментальности у взрослых женщин и мужчин в разных возрастных группах по данным Е. П. Ильина и А. Н. Липиной (2007) представлена на рис. 1.9.

Рис. 1.9. Возрастная динамика изменения сентиментальности

Как следует из представленных на рисунке данных, среднегрупповые значения показателя сентиментальности с возрастом неуклонно возрастают, достигая максимума как у женщин, так и у мужчин в возрасте 50–60 лет. Однако в возрасте 61–75 лет происходит резкое снижение сентиментальности. Между смежными возрастными группами различия достоверные в большинстве случаев (на уровне 0,05–0,001).

Следует отметить, что средние значения показателя сентиментальности у мужчин значительно ниже значений показателя сентиментальности женщин во всех возрастных группах. Выявленные различия статистически достоверны во всех возрастных группах, кроме одной.

Возрастная динамика свойств эмоциональности. К свойствам эмоциональности отнесены эмоциональная возбудимость, интенсивность и длительность эмоций. Как видно на рис. 1.10, среднее значение показателя эмоциональной возбудимости у женщин сначала держится на одном уровне в возрастных группах 15–20 и 21–30 лет, а затем начинает постепенно снижаться. В выборке 51-60-летних женщин наблюдается незначительное повышение уровня эмоциональной возбудимости, однако уже в следующей возрастной выборке, у женщин в возрасте 61–75 лет, происходит резкое снижение данного показателя и он достигает своего минимума.

Рис. 1.10. Выраженность свойств эмоциональности у взрослых разного возраста. Эмоциональная возбудимость (верхний рисунок), интенсивность (средний рисунок) и длительность эмоций (нижний рисунок)

Таким образом, можно говорить о том, что имеется тенденция снижения у лиц женского пола уровня эмоциональной возбудимости от юношеского к пожилому возрасту.

У мужчин, в принципе, наблюдается та же тенденция (хотя плохо выраженная) изменения с возрастом уровня эмоциональной возбудимости, а именно постепенное ее снижение (лишь в выборке мужчин 41–50 лет происходит достаточно значительный скачок вверх данного показателя, а далее вновь наблюдается его снижение). Так же как и в выборках женщин, эмоциональная возбудимость максимальна в возрасте 15–20 лет и минимальна в возрастной группе 61–75 лет.

Следует отметить, что у мужчин уровень эмоциональной возбудимости во всех возрастных группах был значительно ниже, чем у женщин (различия достоверны).

Возрастная динамика выраженности интенсивности эмоций. Максимальная интенсивность эмоций у женщин наблюдается в выборке 15–20 лет; далее происходит постепенное снижение с возрастом выраженности данной характеристики эмоций, хотя в возрасте от 31 года до 60 лет наблюдается стабилизация выраженности этого свойства эмоциональности.

У мужчин заметна та же тенденция, но выражена она менее отчетливо в связи с большим разбросом среднегрупповых значений интенсивности эмоций в разных возрастных группах. Однако, так же как и в выборках женщин, интенсивность эмоций у мужчин менее всего выражена в старших по возрасту выборках, т. е. в возрасте 51–60 и 61–75 лет.

Показатели интенсивности эмоций во всех возрастных группах, кроме группы в 31–40 лет, у мужчин были ниже, чем у женщин. Различия достоверны в четырех возрастных группах из шести.

Возрастная динамика длительности переживаемых эмоций. Данные, полученные в отношении этого свойства эмоциональности, существенным образом отличаются от данных, полученных в отношении эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций, а именно наблюдается не снижение показателей, а, наоборот, постепенное их увеличение. Другими словами, мы можем сказать, что в то время как эмоциональная возбудимость и интенсивность эмоций с возрастом уменьшаются, длительность переживаемых человеком эмоций, наоборот, возрастает. Это наблюдается как у женщин, так и у мужчин. У мужчин в возрасте 31–40 лет происходит некоторое снижение данного показателя, но уже в возрасте 41–50 лет мы видим его заметный скачок вверх, и далее он повышается вплоть до самой старшей из обследованных нами выборок мужчин 61–75 лет.

Также следует обратить внимание на то, что во всех возрастных выборках у мужчин по сравнению с женщинами длительность переживания эмоций меньше.

Таким образом, учитывая все полученные нами данные об эмоциональных проявлениях мужчин и женщин, можно сделать вывод, что на протяжении всех возрастных этапов мужчины имеют меньшую эмоциональность, чем женщины. В отношении возрастных изменений различных проявлений эмоциональности наблюдается разная динамика. Сентиментальность и эмпатичность до определенного возраста возрастают и снижаются к старости; эмоциональная возбудимость и интенсивность переживания эмоций с возрастом снижаются, а длительность переживания эмоций возрастает. В результате, если у девушек и молодых женщин (15–20 и 21–30 лет) и юношей и молодых мужчин (15–20, 21–30 и 31–40 лет) показатели эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций превалировали над показателем длительности эмоций, то затем, начиная с возраста 31–40 лет, соотношения меняются. Теперь уже показатели длительности эмоций превалируют над показателями эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций.

Инициаторы ряда масштабных интернациональных исследований, проводившихся во многих странах и охвативших свыше 100 тысяч человек, выявили, что удовлетворенность жизнью увеличивается с возрастом, причем среди мужчин наблюдается более сильный эффект, чем среди женщин (WorldbValues Study Group, 1994). Та же закономерность установлена относительно положительных эмоций. Все эти возрастные изменения могут быть связаны с историческими факторами, т. е. со сменой поколений, и объясняться тем, что жизнь во всем мире становится хуже, приносит меньше удовлетворения. Таким образом, пожилые люди продолжают оставаться более счастливыми.

Уладить споры вокруг данного вопроса призваны лонгитюдные исследования, в рамках которых производятся наблюдения за одними и теми же людьми на протяжении длительного периода времени. Существует несколько подобных работ по рассматриваемой теме. Так, Хелсон и Лонен (Helson, Lohnen, 1998) анализировали положительные эмоции. В обследовании приняли участие 80 женщин и 20 их супругов. Субъекты обследовались начиная с двадцатисемилетнего возраста до достижения 52 лет. <…> В этот период наблюдается определенный рост положительных и уменьшение отрицательных эмоций <…>

В нескольких экспериментальных работах выявлено, что положительные эмоции и удовлетворенность жизнью усиливаются лишь у мужчин, в то время как у женщин наблюдается обратное. Мрожеки Коланц (Mroczak, Kolanz, 1998), проанализировав масштабную выборку американцев, изучили влияние возраста на эмоциональные показатели <…> Оказалось, рост позитивной эмоциональности отмечается только у мужчин-интровертов. Уменьшение негативных эмоций наблюдалось только среди замужних женщин.

М. Аргайл, 2003. С. 186–187.

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Чувство взрослости подростка и его особенности Как уже отмечалось, подростковый период занимает особое место в жизни человека, потому что в эти годы подросток переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых, переходит от одной эпохи к другой

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович)Методика направлена на выявление преобладающих у человека эмоций.Это вопросник, в котором 46 вопросов; на них испытуемые могут дать 4

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

18.4. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников, влияющие на общение Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

1.2. Периодизация взрослости С давних пор существуют различные подходы к периодизации зрелости. По древней китайской классификации зрелость разделяют на четыре периода: с 20 до 30 лет - возраст вступления в брак; с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей; с 40

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

1.3. Изменение психических функций в период взрослости Сенсорная сфераЗрение. Острота зрения сохраняется на одном уровне до 50 (Кравков С. В., 1950; Рыбалко Е. Ф., 1968 (рис. 1.2); Kline, Shieber, 1985) или даже до 62 лет (Slataper, 1950), а затем в быстром темпе начинает снижаться.Цветовая

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

1.5. Изменения мотивационной сферы в период взрослости В период ранней взрослости происходят существенные изменения в потребностях и интересах молодых людей. Они начинают проявлять интерес к совершенно новым для них вещам и в то же время утрачивают интерес к тому, что

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

1.6. Изменение психомоторной сферы в период взрослости Мышечная сила у мужчин растет до 25 лет, а затем начинает снижаться и в возрасте свыше 50 лет уменьшение достигает 10 кг и больше (рис. 1.13). У женщин максимум мышечной силы достигается раньше - в 21–22 года, затем тоже

Из книги Семейное воспитание ребенка и его значение автора Лесгафт Пётр Францевич

1.7. Изменение личностных свойств в период взрослости Ответственность как черта личности в период зрелости практически остается на стабильном уровне (Е. П. Ильин, Е. Черницкая). Так, в возрасте 25–30 лет она равнялась 5,4 балла, в возрасте 31–40 лет - 5,0, в возрасте 41–50 лет - 5,3 и

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

4.5. Профессиональная карьера в период взрослости и пол Профессиональная карьера проходит ряд этапов. Первый - адаптация к выполняемой деятельности, к условиям труда и коллективу; длится около пяти лет. Второй этап - упрочение своего профессионального статуса; работник

Из книги Испытание детством. Что мешает нам быть счастливыми? автора Инина Наталия Владимировна

Из книги автора

Глава 13. Методы позитивного изменения жизни посредством изменения мышления Как вы уже поняли, все идеи, предложенные в этой книге, просты и понятны. Многие из них, скорее всего, были знакомы вам и прежде, но, вероятно, как и в моем случае, не будет лишним подумать о них еще

Из книги автора

5.4. Развитие и взросление в юности и в период взрослости Юношеский возраст был назван Э. Эриксоном периодом психосоциального моратория, который является продолжением подросткового возраста вплоть до момента взрослости. Молодому человеку дается некоторая отсрочка в

Из книги автора

ПЕРИОД ВОЗМУЖАЛОСТИ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ До настоящего времени еще слишком мало исследованы изменения форм человеческого организма и их отправлений, связанные с периодом возмужалости. Между тем изменения эти тесно соединены с физической

Из книги автора

Арт-терапия «Коррекция эмоциональной сферы» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная запискаПроцесс арт-терапии с элементами релаксации позволяет детям: облегчить выражение эмоций; получить ощущение принадлежности к группе; получить возможность

Из книги автора

Коррекция эмоциональной сферы детей, страдающих бронхиальной астмой (дети младшего школьного возраста) Пояснительная запискаБронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные

Из книги автора

Мир для меня или я для мира? Бухгалтерия взрослости Недавно судьба подарила мне удивительную встречу. Я имела счастье общаться с Александром Васильевичем Суворовым, единственным в мире слепоглухим доктором психологических наук, профессором нескольких ведущих

УДК159.922.6

Кадырова Вера Хызыровна,аспирант кафедры социальной психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Н. Новгород[email protected]

Психологические особенности эмоциональной сферы пожилых людей

Аннотация.В статье рассматриваются социальнопсихологические особенности, характерные для людей пожилого возраста. В рамках изучаемой проблемы представлены результаты исследования, проведенного на базе Областного неврологического госпиталя ветеранов войн г. Н.Новгорода, а так же их анализ.Ключевые слова:пожилой возраст, старость, социальный статус, выход на пенсию, стресс.

В настоящее время наблюдается старение населения всех стран мира (особенно так называемых высокоразвитых), в которых лимит трудоспособности (выход на пенсию) значительно опережает дату старости (70–80 лет). Современный человек после выхода на пенсию живетв среднем еще 15–20 лет, что в сравнении со средней продолжительностью всей жизни очень значительное время –приблизительно ее четверть.Социальнодемографическая структура современного общества характеризуется постоянным увеличением количества пожилых и старых людей: во многих развитых странах наблюдается выраженная тенденция старения населения. Тенденция к ростучисленностипожилых и престарелых требует глубокого изучения демографических процессов и,в первую очередь,проблем пожилых людей, особенностей их развития, биологических исоциальныхвозможностей, их потребностей, активнойжизнедеятельности,социальной защиты и помощи, а также коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества. В связис этим отмечается повышенный интерес к этому возрастному этапу развития человека.О личности пожилого человека, его мотивации, эмоциональных состояниях, самооценке и содержании Яв этот период жизни пока существует больше неизвестности, чем ясных теоретических концептов и практических разработок.В массовом сознании роль пожилого человека, пенсионера не очень ясна. Бытует мнение, что когда человек стареет, его семья начинает предъявлять к нему меньше требований, отвергает его, тем самым меняет его статус. Ролевая неопределенность деморализует пожилых людей, лишает их социальной идентичности. Нравственная система современной западной цивилизации отдает предпочтение молодости, энергии, энтузиазму и новаторству как антиподам пассивной, косной старомодной старости. Все эти ценности вместе с верой в собственные силы, автономией и независимостью передаются в ходе социализации новым поколениям, которые усваивают возрастные стереотипы вместе с интернализацией новых ролевых функций. С этой точки зрения старость представляется как утрата социальных ролей .Пенсионный период рассматривается специалистами как кризисный период. Здесь следуетразделить изменения, которые происходят в жизни пожилого человека на две категории:

1)внешние изменения: увеличение количества свободного времени, изменение социального статуса;

2)внутренние изменения: утрата самостоятельности и зависимое положение от ~ 2~

УДК159.922.6

Семьи и общества, осознание изменений связанных с утратой былой физической и психологической силы.

Происходящие изменения требуют от человека переосмысления своей жизни, ценностей, переоценки себя и окружающего мира, поиска новых путей реализации активности. Несомненно, начало пенсионного периода для человека –ситуация стресса. У одних этот процесс проходит болезненно, долго, сопровождается негативизмом и мрачными переживаниями. В этом случае пожилым людям будет свойственна пассивность, неумение найти себе новые занятия, новые социальные контакты. Человек не может поновому взглянуть на себя и на окружающий мир, он не может смириться со своей новой социальной ролью. Другая категория пенсионеров, наоборот, довольно быстро свыкается с новым статусом «пенсионера» использует новые возможности, которые сопровождают выход на пенсию, с максимальной пользой (посвящают свою жизнь семье и воспитанию внуков, своим увлечениям, творчеству).Особую роль играет общая активность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут рациональный образ жизни, сохраняют высокую физическую и,особенно, социальную активность, уровень адаптации на много выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни.Одним из последствий выхода на пенсию является потеря каждодневных моделей поведения, что может провоцировать агрессию, направленную на другихи на себя.Изменение социального статуса, сменаобраза жизни, сужение круга общения не могут не сказываться на поведении человека, на его психической сфере.Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют (при всей сложности этого периода) о многообразных проявлениях пожилымчеловекомположительного отношения к жизни, к окружающим людям, к себе.В течение позднего возраста наблюдаются изменения личностных свойств. Они обусловлены возрастными особенностями пожилого человека. У стареющего человека постепенно слабеет деятельность всех органов чувств, пропадает живость, подвижность. Интенсивнодеятельные люди становятся более пассивными. Уменьшение жизненной энергии сказывается и на эмоциональности. Отмечается, что люди, прожившие бурную, эмоциональнонапряженную жизнь, постепенно становятся более «спокойными», находят радости в более узком кругу, иногда их жизнь становится совсем безрадостной. Сужается круг их чувств, свою любовь они концентрируют на семье, а то и на комто одном из еечленов (единственный внук или внучка), который становится для них центром всех радостей жизни .Гипотезой первого этапа нашего исследования явилось предположение о том, что одинокие пожилые люди менее активны, менее общительны,чем представители группы замужних (женатых) респондентов.У них хуже эмоциональный фон, они склонны более негативно оценивать своесамочувствие. Исследование проводилось на базе Областного неврологического госпиталя ветеранов войн города Нижнего Новгорода. Всего в исследование приняли участие 97 человек в возрасте от 60 лет с сохранным интеллектом (поведение которых не вызывало сомнения у лечащего персонала госпиталя и других пациентов, находящихся с ними длительное время в палате): 48 мужчин, из которых 23 респондента состоят в браке, а 25 одиноки, и 49 женщин,из которых 27 состоят в браке и 22 одиноки. Исследование проводилось в течение трехмесяцев. В качестве методов исследования применялисьметодика оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского), тест коммуникативных умений и методика САН. Анализ результатов, полученных по методике САН, демонстрирует, что жена~ 3~

УДК159.922.6

Тые мужчиныимеют более высокие показатели, чем одинокие. Это, вероятно, объясняется тем, что при выходе мужчины на пенсию заботу о его здоровье, его распорядке дня ложится теперь на плечи его супруги, которая в этот период своей жизни возвращается к роли матери, но уже по отношению к собственному мужу. И, скорее всего, именно наличием супруги объясняется разница между оценками своего состояния мужчинами женатыми и одинокими. Одиноким мужчинам приходится заботиться о себе самим. Но брак благоприятен для пожилых мужчин не толькос точки зрения быта, но и с психологической точки зрения –супруга выступает здесь уже в роли источника близких эмоциональных связей, которые положительным образом воздействуют на психологическом здоровье в пожилом возрасте. Существуют различия в оценке своего функционального состояния замужними и одинокими женщинами. Это, возможно,объясняется тем, что пожилой замужней женщине приходится проявлять активность, заботясь о супруге. Различия в уровне настроения и самочувствия можно объяснить удовлетворенностью от эмоциональных контактов со своим супругом, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на фоне настроения и самочувствия, как психологического, так и физического. Для людей старшего возраста, как и для представителей молодого поколения, наличие близких отношений, при которых оникак бы разделяют свои заботы с партнером, служат важным источником эмоционального благополучия. Для старых и пожилых людей, состоящих в браке, супруг (супруга) зачастую и обеспечивают отношения такого рода. Хотя о качественной стороне взаимоотношений старых супругов мало что известно, полученные данные свидетельствуют о том, что многие старые и пожилые супругиположительно оценивают своесупружество, а некоторые с возрастом отмечают всебольшую удовлетворенность браком.Результаты, полученные с помощьюметодики «Оценка уровня общительности»,не выявили различий в уровне общительности пожилых людей, живущих в паре, и одиноких. Существуют различияв уровне общительности пожилых одиноких и пожилых замужних респонденток, что можно объяснить тем, что у замужних респонденток удовлетворена потребность в близких эмоциональных контактах, в отличие от одиноких женщин пожилого возраста.

У испытуемых обеихгрупп нормальная коммуникабельность. Они рады общению с новыми людьми, охотно вступают в диалог, достаточно терпеливы в общении с другими, но, тем не менее, стремятся отстоять свою точку зрения. Стараются избегать шумных компаний. Человек –существо социальное и,находясь в окружении других людей, у него непременно присутствует потребность во взаимодействии с ними, потребность в общении, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Впожилом возрасте потребность в общении сохраняется;на неев свою очередь влияют такие факторы как большое количество свободного времени, связанное с выходом на пенсию, смена привычного образа жизни, смена круга обязанностей и возможностей. Иногда в пожилом возрасте общительность перетекает в болтливость. Результаты, обнаруженные с помощью методики «Оценка уровня коммуникативных умений», указывает на то, что при коммуникативном процессе одинокие пожилые люди выделяют большее количество факторов, вызывающих обиду или раздражение. Они критически относятся к высказываниям, и, вероятно, им недостает некоторых достоинств хорошего собеседника. В отличие от пожилых людей, живущих в паре, которые выделили гораздо меньшее количества раздражающих ситуаций при ведении диалога. Возможно, это объясняется тем, что у замужних(женатых) людей ~ 4~

УДК159.922.6

Пожилого возраста больше опыта в межличностном общении и эмоциональных контактах, в силу чего, они более снисходительно относятся к своему собеседнику. Для них свойственна вежливость в высказываниях, понимание своего собеседника, путем приспособления своего темпа мышления к его речи.Таким образом,наше предположение о том, что пожилые люди, живущие в браке, более активны, более общительны, у них лучше настроение и самочувствие подтверждается.

У замужних (женатых) респондентов действительно выше показатели по параметрам самочувствие, активность, настроение, чем у одиноких пожилых людей. Они более терпимы к своему собеседнику, чем одинокие пожилые люди. В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми, но следуетсказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно больше. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе.Научная разработанность исследуемой проблемы заключается в следующем. Старение человека–это сложныйпроцесс,в котором биологическиефакторытесносвязаныссоциальными. Среди этихфакторов,втомчислепсихосоциальных, огромноезначениеприобретаетположениестареющего человека в обществе,национальная политикагосударства в организациимедицинскойисоциальнойпомощипожилым людям.Психофизическое состояниепожилогочеловекаво многомопределяетсягуманистическимотношением государства,общественныхорганизацийивсехчленов общества к ним.Рассмотрением проблемы старения населения занимались и сегодня занимаются многиеспециалисты, как в нашей стране, так и за рубежом. Эта область современного научного знания является достаточно исследованной практически во всех аспектах, однако некоторые проблемы всеещенаходятся в активной разработке, например,поиск причин, вызывающих физическое старение, разработка новых методов адаптации пожилых людей к своей новой социальной роли и т.п. .Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль своего поведения, а также заниматься трудовой деятельностью.В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальнопсихологическойреабилитации и социальной помощи престарелым людям.Социальная реабилитация представляет собой комплекс социальноэкономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе.Пожилые люди –эта та возрастная группа, которая имеет специфические особенности, потребности, интересы, жизненные ориентации.Научные разработки показывают, что существуют некоторые характерные особенности стиля жизни пожилого человека. Вопервых, теряется социальная полнота жизни, ограничиваетсяколичество и качество связей с обществом, иногда возникает самоизоляция от социального окружения, действительности. Вовторых, психологическая защита, которая должна помочь организовать душевное равновесие, порой приносит отрицательный ~ 5~

УДК159.922.6

Эффект. Именно пожилым людям чаще всего свойственна психологическая защита по типу отрицания, то есть стремление избежать новой информации, иных обстоятельств жизни, несовместимости со сложившимися представлениями. Главная драма пожилого человека (не считая инвалидность, тяжелую болезнь, нищету или беспризорность) –драма невостребованности: нереализованный потенциал, ощущение собственной ненужности.Для решения первоочередных задач обслуживания пожилых людей необходимо наличие квалифицированных кадров социальных работников на всех уровнях. Поэтому особенно остро встает вопрос о подготовке студентов психологических факультетов к работе с пожилыми людьми. В этом плане необходима разработка специальных программ обучения помощи пожилым людям. Работа со старыми людьми всегда считалась и считается повсюду одной из самых тяжелых в психологическом плане, недаром так велика текучесть кадров. Не секрет, что в настоящее время большинство сотрудников социальной сферы вынуждены работать со старыми людьми в силу какихто жизненных обстоятельств; истинное призвание обнаруживается крайне редко . В заключении хотелось бы привести слова героя комедии В. Шекспира «Венецианский купец» Шейлока: «Да, я старик. Но разве у меня нет рук, органов, частей тела, чувств, привязанностей, страстей? Разве не та же пища насыщает меня, разве не то же орудие ранит меня, разве не подвержен я тем же недугам, разве не те же лекарства исцеляют меня, разве не согревают и не студят меня те же лето и зима? Если меня уколоть –разве нет у меня крови? Если меня отравить –разве я не умру?».

Ссылки на источники1.Толстых А.В.Возрасты жизни. –М.:Молодая гвардия, 1998. –195с.2.Александрова Н.Х. Особенности субъектности человекана поздних этапах онтогенеза: дис. ... дра психол.наук. –Москва, 2000. –212 c. 3.СтюартГамильтон Я. Психология старения. –СПб: Питер, 2002. –256 с.4.Безденежная Т.И. Психология старения: путь к долголетию. –РостовнаДону: Феникс, 2004. –32с.5.Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Адаптация к старости // Социальная геронтология. –М., 1999. –С.143–160.6.Чеботарев Д.Ф., Маньковский Н.Б. Справочник по гериатрии. –М.: Медицина, 1973. –503 с.7.Хойфт Г.,КрузеА., ГартмутР.Геронтопсихосоматика и возрастная психотерапия. –М.: Академия,2003. –363 с.8.Сокорева И. Е. Проблемы пожилого пациента: взгляд менеджера сестринского дела // Клиническая геронтология. –2005. –№ 9. –С. 120–121.

Kadyrova Vera,postgraduate student of Department of Social Psychology of Nizhny Novgorod State Pedagogical University of K. Minin, Nizhny [email protected] features of the emotional sphere of elderly peopleSummary.Socialpsychological peculiarities typical of the elderly people are considered in the article. Within the framework of the studying problem the results of the research which have been conducted on the basic of the Regional Neurological Veterans’s of Wars Hospital of Nizhny Novgorod are represented. And we also have the analysis of the results. Keywords: advanced age, old age, social status, retirement, stress.

Рецензент:ГапоноваСофия Александровна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогическийуниверситет им. К.Минина»