Меню
Бесплатно
Главная  /  Прически  /  Социальных взаимоотношений складывающихся в. Тема: общество и общественные отношения. Общественные отношение: понятие

Социальных взаимоотношений складывающихся в. Тема: общество и общественные отношения. Общественные отношение: понятие

Общественные отношения - это отношения, который возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. По сути, это вся совокупная деятельность людей, формы взаимодействия между ними. В более конкретном смысле можно сказать, что общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены или представители тех или иных социальных общностей или групп.

Структура общественных отношений может быть рассмотрена с разных точек зрения. В соответствии с марксистской концепцией, все общественные отношения делятся на материальные и духовные. Материальные отношения интерпретируются как базисные, возникающие без непосредственного участия сознания. Их характер определяется производительными силами общества. Духовные отношения понимаются как производные от материальных отношений. Они относятся к надстроечным, возникают и функционируют, проходя через сознание людей. К духовным отношениям относятся политические, правовые, нравственные и др. С точки зрения основных видов практики, структура общественных отношений будет представлена двумя типами отношений. Во-первых, - это отношения «люди - природа» (производственная практика, преобразование человеком природы). Во-вторых, - это отношения «человек - человек» (социально-историческая практика). Структура общественных отношений может рассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случае могут быть выделены отношения, возникающие между классами, социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастными группами, индивидами и т. д.

3. Нормы, регулирующие общественные отношения

В каждом обществе существуют нормы, регулирующие общественные отношения, - социальные нормы. Социальные нормы - это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена общества или социальной группы и поддерживается с помощью санкций.

Выделяют многие разновидности социальных норм. Основные из них - это обычаи, традиции, правовые и моральные нормы.

Обычаи - это правила социального поведения, передающиеся от поколения к поколению, воспроизводящиеся в определенном обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.

Традиции - это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени, процесс социального наследования, его способы.

Правовые нормы - это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения. В них, как правило, указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.

Моральные нормы - это требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.

Различные авторы предлагают выделять в качестве самостоятельных и другие нормы, регулирующие общественные отношения: политические, религиозные, эстетические и др. Социальные нормы могут складываться стихийно или создаваться сознательно, закрепляться и выражаться в устной или письменной форме. Несмотря на большие различия между собой, социальные нормы имеют ряд общих черт: они являются правилами поведения людей в обществе, носят общий характер, т. е. обращены ко всем и каждому.

Общественные отношения - это отношения, который возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. По сути, это вся совокупная деятельность людей, формы взаимодействия между ними. В более конкретном смысле можно сказать, что общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены или представители тех или иных социальных общностей или групп.

Структура общественных отношений может быть рассмотрена с разных точек зрения. В соответствии с марксистской концепцией, все общественные отношения делятся на материальные и духовные. Материальные отношения интерпретируются как базисные, возникающие без непосредственного участия сознания. Их характер определяется производительными силами общества. Духовные отношения понимаются как производные от материальных отношений. Они относятся к надстроечным, возникают и функционируют, проходя через сознание людей. К духовным отношениям относятся политические, правовые, нравственные и др. С точки зрения основных видов практики, структура общественных отношений будет представлена двумя типами отношений. Во-первых, - это отношения «люди - природа» (производственная практика, преобразование человеком природы). Во-вторых, - это отношения «человек - человек» (социально-историческая практика). Структура общественных отношений может рассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случае могут быть выделены отношения, возникающие между классами, социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастными группами, индивидами и т. д.

3. Нормы, регулирующие общественные отношения

В каждом обществе существуют нормы, регулирующие общественные отношения, - социальные нормы. Социальные нормы - это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена общества или социальной группы и поддерживается с помощью санкций.

Выделяют многие разновидности социальных норм. Основные из них - это обычаи, традиции, правовые и моральные нормы.

Обычаи - это правила социального поведения, передающиеся от поколения к поколению, воспроизводящиеся в определенном обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.

Традиции - это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени, процесс социального наследования, его способы.

Правовые нормы - это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения. В них, как правило, указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.

Моральные нормы - это требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.

Различные авторы предлагают выделять в качестве самостоятельных и другие нормы, регулирующие общественные отношения: политические, религиозные, эстетические и др. Социальные нормы могут складываться стихийно или создаваться сознательно, закрепляться и выражаться в устной или письменной форме. Несмотря на большие различия между собой, социальные нормы имеют ряд общих черт: они являются правилами поведения людей в обществе, носят общий характер, т. е. обращены ко всем и каждому.

Социальное взаимодействие представляет собой систему взаимообусловленных социальных действий, в которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Существует специальный термин, принятый в социологии, который обозначает социальное взаимодействие, - интеракция .

Не все, что мы делаем при взаимодействии с другими людьми, можно отнести к социальному взаимодействию. Например, если автомобиль сбил прохожего, то это дорожно-транспортное происшествие. Оно становится социальным взаимодействием тогда, когда водитель и пешеход, разбирая происшествие, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. В данном случае «водитель» и «пешеход» - социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя свои роли, водитель и пешеход выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения (в данном случае - правила дорожного движения).

Классификации социальных взаимодействий

Социальные взаимодействия классифицируют по разным основаниям. Социолог Питирим Сорокин делил социальные взаимодействия следующим образом:

  • по количеству субъектов взаимодействия: взаимодействия двух индивидов, взаимодействие одного индивида со многими, взаимодействие многих индивидов со многими;
  • по продолжительности: кратковременные и долговременные взаимодействия;
  • по характеру: односторонние и многосторонние взаимодействия;
  • по организованности: организованные и неорганизованные взаимодействия;
  • по сознательности: стихийные и сознательные взаимодействия;
  • по "материи" обмена: интеллектуальные, чувственно-эмоциональные и волевые взаимодействия.

Так же социальные взаимодействия могут быть непосредственными (складываются в ходе межличностного общения) и опосредованными (в результате совместного участия людей в сложных системах).

Типы социальных взаимодействий

Существуют два основных типа социального взаимодействия:

  • сотрудничество;
  • соперничество.

Сотрудничество строится на основе взаимопомощи и предполагает наличие общих целей и интересов. Основной формой сотрудничества является кооперация . При кооперации происходит обмен интеллектуальными, материальными, управленческими и другими видами услуг.

Соперничество – тип социального взаимодействия, которые предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия и характеризуется стремлением опередить или подчинить соперника.

Соперничество бывает двух видов:

  • конкуренция (субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга);
  • конфликт (прямое столкновение противоборствующих сторон).

Социология не дает конкретных оценочных суждений касательно типов социального взаимодействия. Так, конфликт рассматривается некоторыми социологами как источник развития социальных взаимодействий.

Взаимодействие личности и социальной среды

Социальные взаимодействия представляют собой отношения между социальными группами. В процессе жизнедеятельности люди не находятся в одном и том же положении, они перемещаются в определенных направлениях и с различной скоростью в общественном пространстве, преследуя определенные цели в жизни. Люди за определенное время могут как подняться по социальной лестнице, так и спуститься вниз. Поднимаясь по социальной лестнице, человек добивается успехов на рабочем месте и в обществе, раскрывает для себя новые ценности. При изучении общества и его социальной структуры, главное место отводится человеку. Человек – это главный элемент социальной структуры, без которого в обществе невозможны ни социальные отношения,ни социальные взаимодействия. Таким образом, человек выступает в обществе как объект и субъект социальных отношений.

Взаимоотношения личности и социальной среды можно представить в виде формулы: поиск (личности) - предложения (общества) – выбор (личность выбирает из предложенного обществом).

У социального взаимодействия существует субъективная и объективная сторона.

К объективной стороне относятся связи, которые не зависят от отдельных личностей и носят опосредованный и контролирующий характер их взаимодействия.

Сознательное отношение людей друг к другу, основанное на взаимном ожидании определенного поведения, представляет собой субъективную сторону . К субъективной стороне можно отнести межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют непосредственные связи между людьми, складывающиеся в определенных условиях.

К механизму социального взаимодействия относятся:

  • индивиды, совершающие различные действия;
  • происходящие изменения во внешнем мире, которые вызваны данными действиями;
  • влияние данных изменений на других людей;
  • обратная реакция на происходящие изменения.

Социальные отношения

Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает в себя статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

В свою очередь социальные отношения представляют собой устойчивую систему взаимодействий, которая предполагает наличие взаимных обязательств со стороны партнеров.

Существуют основные характеристики социальных отношений:

  • продолжительность;
  • систематичность;
  • самовозобновляемость.

Социальные отношения имеют широкий диапазон своих ценностных ориентаций и отличаются своим многообразием связей.На основе социальных отношений возникают различные социальные общности людей.

Социальные отношения включают в себя различные системы и подсистемы. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Описание

Начнем рассматривать разновидности общественных отношений с классовых. Во все времена в истории человечества существовало классовое неравенство, которое проявлялось в различном уровне доходов и качестве жизни людей. В связи с этим представленный вариант отношений характеризует взаимодействия между представителями разных классов. В качестве примера можно привести разногласия между крестьянством и помещиками, решение вопросов пролетариата и буржуазии. В наше время наиболее привычной формой служит разница в статусе между средним и зажиточным классом.

Описание

В результате формирования наций складываются особые виды отношений, которые носят название национальных или этнических (если один этнос распространён на территории государства). При таком виде происходит взаимодействие между представителями разных национальных групп, которое может проявляться в равноправии, господстве или подчинении, а также в уничтожении других народностей.

Описание

Представленная форма проявляется в формировании взаимоотношений между представителями различных этнических групп. В зависимости от размера территории и количества представителей можно выделить малые этнические группы и большие, занимающие территорию целой страны. Также под этносом может подразумеваться нация, в таком случае речь идёт о национальных взаимодействиях между индивидуумами.

Описание

Данная форма представляет собой взаимодействие между людьми, которые объединены в группы по общим интересам. Они могут насчитывать разное число участников, и исходя из этого составлять малые, средние или большие группы. Также группы принято разделять на реально существующие, условные и референтные в зависимости от способа существования и основной цели создания. Обычно все участники коллектива объединены общей целью и имеют общие контакты и связи.

Описание

Исходя из названия можно определить, что в данном случае речь идёт о способах взаимодействия между индивидуумами, которые формируются в процессе социализации. В зависимости от основного характера взаимодействия принято выделять следующие варианты:

  • Восприятие или перцепция личностей.
  • Возникновение симпатии и взаимное желание быть вместе, общаться и заниматься общим делом.
  • Сплочённость и единство участников коллектива.
  • Определение своего места в группе и среди других участников.

Описание

Наиболее сложной формой являются виды правоотношений. В данную категорию относятся те виды взаимоотношений между индивидуумами, которые прописаны в законах и нормативно-правовых актах государства. Представленная категория всегда включает в себя три основных элемента. К ним относятся субъекты правоотношений (физические, юридические лица или государство), объекты (из-за чего возникли правоотношения) и содержание (сам процесс взаимодействия).

Описание

По степени выраженности правосудия можно разделить все виды взаимодействия между людьми на справедливые (соответствуют правосудию и отстаивают права граждан) и несправедливые (правосудие не соблюдается, законы нарушаются и действуют против невиновных). Грань между этими формами легко прослеживается с помощью законодательных актов. Однако для вынесения решения необходима помощь специалистов в данной области.

Описание

В зависимости от воли участников принято разделять группы на добровольные и принудительные коллективы. В первом варианте люди самостоятельно делают выбор и по собственному желанию вступают во взаимоотношения. В другом случае речь идёт о принуждении, когда человек оказывается заложником обстоятельств и не может принимать самостоятельного решения.

Описание

Два принципиально отличающихся вида человеческих взаимоотношений проявляются как в ходе повседневной жизни, так и при решении сложных политических решений. При сотрудничестве компании поддерживают друг друга, стараются прийти к общей цели, их объединяет общая идея и средства достижения цели.

В случае с противоборством дело обстоит иначе. В данном варианте люди конкурируют и стараются одержать верх над соперником, нередко это приводит к серьёзным конфликтам. Наиболее ярко данная модель выражена в сфере экономических взаимоотношений.

В процессе своей жизнедеятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные общественные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а так-же связи, возникающие между различными социальными груп-пами (или внутри них), принято называть общественными от-ношениями. Не все связи, возникающие между людьми в про-цессе общения и совместной деятельности относят к обществен-ным отношениям (не является таковым, например, контакт в общественном транспорте).

Таким образом, общественные отношения - это устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные) отноше-ния, затрагивающие важные стороны жизни людей.

Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни (например, отношения собственности и распределения в экономике).

Все общественные отношения мо-гут быть условно разделены на две группы:

Материальные;

Духовные.

Материальные отношения возникают и складываются непо-средственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него.

Духовные отношения формируются, предварительно «про-ходя через сознание» людей, детерминируются их духовными потребностями.

Особым видом общественных отношений являются меж-личностные отношения - отношения между отдельными инди-видами, объединёнными общими потребностями и интересами (досуг, быт).

Социолог П. Сорокин выделил следующие виды взаимодей-ствий:

Между двумя индивидами (например, муж и жена; учитель и ученик; два товарища);

Между тремя индивидами (например, семья);

Между четырьмя индивидами и более (певец и его слуша-тели);

Между многими людьми (неорганизованная толпа). Межличностные отношения возникают и в ходе индивидуального общения (персонифицированная форма общественных отношений).

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩЕСТВО

С давних пор люди пытались объяснить причины возникно-вения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Мифы - это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, геро-ях и т. д. Совокупность мифов называется мифологией . Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных об-щественных проблемах, об отношении мироздания с его закона-ми и людей также пытались найти религия и философия. Имен-но философское учение об обществе на сегодняшний день явля-ется наиболее разработанным.

Совместить мифологию и философию впервые попытались индийские мудрецы. Первым философским произведением можно назвать тексты Веды , которые были созданы в период с 1500 по 600-е гг. до н.э. в Древней Индии. Ведическая литерату-ра не только пыталась объяснить происхождение Вселенной и всех живых существ, но и освещала социальное неравенстве ин-дийского общества - деление на касты (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры и т.д.). Против этой несправедливости выступил буддизм/Буддизм - это одновременно религия и философское учение, предлагающее путь избавления человека от жизненных страданий.


В XIX в. часть знаний об обществе, которые постепенно на-капливались в недрах философии, выделилась и стала состав-лять отдельную науку об обществе — социологию. Само поня-тие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом .

Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма. К. Маркс и Ф. Эн-гельс разработали учение об общественно-экономических фор-мациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общест-венном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется экономически-ми факторами, а политическое, социальное, духовное развитие общества является лишь отражением материальной жизни лю-дей.

Человеческое общество, по мнению Маркса, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капи-талистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически опреде-ленный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии, определяемую уровнем развития производитель-ных сил и производственных отношений.

Близки к материалистической теории общественной жизни взгляды Р. Арона , Д. Белла, У. Ростоу и др. Они выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустри-ального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Тео-рия индустриального общества (Р. Арон) рассматривает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу.

В 60-70-е гг. в работах Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффле-ра были выделены три стадии развития общества:

Первая - доиндустриальная (аграрная);

Вторая - индустриальная;

Третья - постиндустриальная (Д. Белл), или технотронная (А. Тоффлер), или же технологическая (3. Бжезинский).

На первой стадии основной сферой экономической деятель-ности является сельское хозяйство, на второй - промышлен-ность, на третьей - сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура.

Эти теории, хотя и находились в рамках материалистическо-го понимания процессов общественного развития, тем не менее имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общест-венно-экономической формации к другой осуществлялся путём социальной революции, под которой понимался коренной каче-ственный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого со-циальным эволюционизмом: согласно им технологические пе-ревороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопро-вождаются социальными конфликтами и социальными ре-волюциями.

Новым этапом в изучении общественных явлений стала тео-рия культурно-исторических типов русского исследователя XIX в. Н.Л. Данилевского, согласно которой отдельные общества (ци-вилизации) развиваются подобно биологическим организмам. Цивилизационную теорию развили О. Шпенглер и А. Тойнби.